
Пожалуй, самый простой и «линейный» фильм из т. н. «комнатной трилогии» Полански. Оговоримся: он в этой трилогии первый. Героиня Денев по имени Кэрол (при взгляде на нее в сознании иного обывателя сразу же вспыхнет диагноз – «дура» и «блондинка») работает в салоне красоты и постепенно просто-напросто сходит с ума (разумеется, на сексуальной почве), начиная уничтожать все, что движется, а точнее, приближается к ней. Кстати, она девственница (бежим читать розановских «Людей лунного света»). Вот и все, ничего более, но в этой простоте сила: именно такой нехитрый набор позволил Полански создать картину, которая спустя полвека не утратила ни красоты, ни пресловутой «актуальности», чего автор этих строк не может сказать о «Жильце», но это мнение спорно и требует отдельного большого и заумного разговора. Десять тысяч спасибо Катрин Денев, которая вытаскивает на себе весь фильм (как, например, малосимпатичный тяжеловоз Лора Дерн спустя годы и годы вытянул всю «ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ»), и которая, к слову, в будущем свой «блондиночный» опыт уж не рискнула повторять. Все псевдо-фрейдо-сюрреалистические образы, которыми Полански начинил картину, – трещины, руки, торчащие из стен (слизано у Жана Кокто, впоследствии взято на вооружение Марком Захаровым), – устарели, но «простецкая» игра Денев, без конца почесывающей носик – ни на йоту. Под занавес у зрителя возникает предсказуемый «куплет»: кто же более безумен – Кэрол, или мир, что породил ее безумие? Чарльз Мэнсон сотоварищи на этот вопрос постарался ответить своим. Возвращаясь к сказанному: все-таки бедный сюрреалистический мертвый кролик, которого Кэрол держит в своем доме, не устарел, но удостоился жизни после жизни. Спустя двенадцать лет он превратится в отвратительное и несчастное дитя Головоластика. Очевидно, что именно «Отвращение» послужило Дэвиду Линчу образцом для создания упомянутого шедевра.
Community Info