Итак, на заре 20-го века бедный овдовевший 37-летний сицилийский крестьянин Сальваторе (Винченцо Амато) решает переехать вместе со своими двумя сыновьями и престарелой матерью Фортунатой (Аурора Кватрокки) в Америку. На Сицилии они живут в нищете, много трудятся, это очень простые люди, которые никогда ничего не видели, кроме тяжелой работы, не слишком плодородной земли, грамоте их никто не учил. Америка им представляется страной щедрот и необыкновенных чудес. Обменяв то немногое, что у них было на одежду и первую в их жизни обувь с подошвой, они собираются в путь. В порту, перед посадкой на корабль, к ним ненадолго присоединяется неизвестно как оказавшаяся в тех краях аристократичных манер англичанка Люси (Шарлот Гинсбур). Оказавшись на корабле, Сальваторе снова видит её, уже в каюте третьего класса. Люси надо срочно найти себе жениха, чтобы попасть в Америку. По правилам только замужние девушки допускаются ко въезду. Сальваторе охотно соглашается стать её мужем. На корабле пассажиры переживают шторм, совместно празднуют события, сплетничают друг о друге и каждое утро высматривают американские берега на туманном горизонте. По прибытию в Америку все пассажиры третьего класса проходят медицинский осмотр, а также подвергаются проверке на умственные способности. По результатам этих тестов своенравной Фортунате и немому сыну Сальваторе Пьетро отказано во въезде. Сальваторе предоставляется выбор - вернуться всей семьей обратно или остаться в новой стране.
По словам режиссера Эмануэле Криалезе, он долго не мог убедить спонсоров вложить деньги в этот фильм, поэтому сценарий долгое время пылился в ящике его письменного стола. Спонсоров впоследствии все же убедили, но из-за ограниченного бюджета фильм пришлось снимать в Аргентине, чем сам режиссер остался очень доволен - было легко подобрать актеров для массовки, походивших на итальянцев.
В этом кино есть место всему, что есть в жизни - выбор (главного героя, ехать или остаться), трудный период, который можно только пережить - столько, сколько ему суждено продолжаться (путешествие третьим классом на корабле), радостные, облегчающие жизнь моменты, испытание на цельность и прочность (остаться вместе с семьей или разлучиться), любовь. Корабль, пусть и избитый, но символ течения жизни - кто-то из третьего класса поднимается на верхние палубы, кто-то не переживет сильного шторма, кого-то очень сильно покалечит, кто-то придумывают сплетню, а кто-то в страхе наблюдает за всем происходящим.
Все-таки, по-моему мнению этот фильм о женщинах. И о мужчинах в их жизни. В фильме представлены две героини - Люси и Фортуната, две цельные, опытные и очень разные женщины. Понятно, что метафорически - это Новый и Старый Свет. Фортуната - неграмотна, прожила жизнь, полную тягот и лишений, упряма и своевольна. Ей тяжелее всех собраться в дорогу, вырвать себя из своей старой жизни, но она делает это ради воссоединения семьи, ради лучшего будущего для своих детей. Именно она окончательно утверждает, хоть и не напрямую, решение ехать и своеобразным образом благословляет семью на поездку. При встрече с элегантной, эффектной Люси она не принимает её образа жизни, её противопоставление себя всем окружающим, нежелание играть по установленным правилам. Фортуната говорит ей: "Ты чужая". Люси независима, избирательна и любопытна. Люси трепетно относится к старухе Фортунате, где может, смягчает культурный шок. Кроме того, Люси очаровала всех её мужчин. В одном из эпизодов Фортуната как бы признает за Люси будущее, и для её семьи в том числе, и передает ей заботу и опеку за своими мужчинами. Сама Фортуната настойчиво делает все, чтобы её не оставили в Америке, понимая, что она принадлежит другому месту, что в Америке - это она чужая. В конце фильма Фортуната прощается со своими сыновьями и внуками, спокойная, мудрая, передавая их новой стране и новой жизни.
Мужчины же в фильме заполняют своими мыслями, планами, догадками те направления, которые для них уже выбрали их женщины. Главный герой очень близок к земле, перед отъездом он даже спит в земле, чтобы пропитаться ею напоследок. В одном из тестов в Америке Сальваторе строит из кубиков два домика вместо того, чтобы собрать из них простейший пазл. Однако, увидев в Америке небоскребы, они также стремятся жить в "облаках". Они готовы к переменам и радостно приветствуют их. Мужчины грезят о всех благах своей новой страны, представляя себе огромные фрукты и овощи, которые растут на американских деревьях, и молочные реки в Калифорнии Они знают, что им придется много работать там, но они думают и о приятном вознаграждении за свои труды. Мужчины заполняют содержанием ту рамку, которую очертили для них их женщины.
В фильме немало очень забавных хороших моментов. Во многом благодаря им, а также добродушности и простоте героев, от фильма остается очень приятное послевкусие.
Картину также стоит смотреть из-за уже хорошо знакомой Шарлотты Гинсбург, новых для российских зрителей замечательных актеров Виченцо Амато и Ауроры Кваттроки, а также любителям всего итальянского или густого сицилийского диалекта, если смотреть фильм на языке оригинала.
Этот фильм в целом - как легкий десерт с изюминкой. Итальянцы ещё раз исследуют одну из излюбленных своих тем - тему итальянской иммиграции в Америку в поисках лучшей доли. Однако, мне кажется, режиссеру удалось показать, что для того, чтобы обрести что-то новое в жизни, ты должен просто этого очень сильно захотеть и быть к этому готов.
Community Info