Tenn (pol_ned) wrote in drugoe_kino,
Tenn
pol_ned
drugoe_kino

Categories:

Macabre /1980/ Lamberto Bava

В Новом Орлеане ничего просто быть не может, это место навсегда пропитано духом безумия и яркой чувственности, поэтому когда Ламберто Бава выбрал именно его в качестве антуража для своего режиссерского дебюта, он не ошибся! Уверенно продолжая семейную традицию, Бава-младший ринулся в дебри джалло, но результат оказался совершенно не похож на фильмы его знаменитого отца, не смотря на соответствующую атрибутику жанра. Главное что объединяет отца и сына в данном случае – абсолютная свобода полета фантазии, приводящая порой к обескураживающим результатам. «Макабро» - фильм безумный, красивый и абсолютно иррациональный, что свойственно джалло априори. Искать логическое объяснение отдельным аспектам происходящего себе дороже, остается только принять их как данность, иначе все рухнет с легкостью карточного домика. Однако, в рамках этого безумия присутствует собственная логика, как в каждом бреду, а персонажи меньше всего похожи на безвольных марионеток, как это часто бывало в фильмах того же Марио Бава. Иными словами, каждый здесь сошел с ума, но его действия не лишены бредового смысла.

В отличии от большинства джалло «Макабро» пугает скорее ожиданием того, что может произойти, нежели самим фактом свершения, кровавых сцен в фильме практически нет, но жути режиссер нагнал изрядно. При этом происходящее на экране может восприниматься одновременно в различных интерпретациях – как история одержимости женщины своим любовником до и после гробовой доски, или как история психологической дуэли дочери с матерью, переходящей в борьбу без правил. Есть еще третий вариант – неспособность постижения потаенных сторон души женщины мужчиной (один из центральных персонажей лишен способности видеть, его способ познания женщины, в которую он влюблен – слух, обоняние и тактильные ощущения, но главное для него слишком долго остается «за кадром»).


Джейн Бейкер (Бернис Стиджерс) идеальная домохозяйка, у которой все как надо – обеспечивающей ее муж, дочка-подросток и маленький сын. Разумеется, когда «все как надо», становится очень скучно, вот и ей для полноты картины не хватает страстного любовника. Вернее, как раз хватает, миссис Бейкер регулярно сбегает из дома на съемную квартиру, в которой предается радостному адюльтеру с неким Фредом, который, видимо, тот еще затейник в постели, потому что ради встреч с ним она готова пренебречь элементарной осторожностью. А на стороже быть необходимо, потому что не по годам развитая дочь Люси (Вероника Синни) в свои 13 лет обладает вполне профессиональными навыками шпионажа и вероломностью юного нациста, только в отличии от матери с нервами у нее все в порядке и изводить себя рефлексией она не станет. Глядя на Люси трудно понять, хочет ли она стать копией своей элегантной матери, или ей просто не хватает внимания, выражение которого в форме неприязни предпочтительнее нейтрального равнодушия, а может быть ее просто заело то, что мамочка обещала отвести их с братом в кино, а сама ухлестала к любовнику, ей там видите ли весело и хорошо, а она, Люси, сиди дома и присматривай за братом! Поэтому удовольствие надо подпортить – сначала позвонить на съемную квартиру, что бы дать понять мамочке «а я знаю!», потом еще разок, в качестве контрольного, что бы уж маман в ожидании Фреда не в сладкой истоме по постели валялась, а на нервной почве пошла на кухню и дерябнула полную рюмку чего-то очень напоминающего по виду «рашен водку».








Однако главный сюрприз Люси приготовила любимой маме на сладкое – взяла и утопила в ванной младшего брата, соперника за внимание, представив случившиеся как оплошность мальчика, полезшего в ванную пускать кораблик…


Само собой, тут уж не до секса, Джейн на всех парах мчится домой, но Фред не справляется с управлением и они попадают в автокатастрофу, в результате которой Фред гибнет. Что еще оставалось Джейн как не загреметь в психушку после пережитого?
Это первые 15 минут фильма, после которых нам ясен потенциал персонажей, с которыми мы встречаемся «год спустя». И начинается неторопливая история то ли чьего-то безумия, то ли колдовства. Джейн возвращается в дом, где когда-то встречалась с Фредом, поскольку муж предпочитает не жить с женщиной, оказавшейся не только отвратительной матерью, но еще и изменщицей, Люси с энтузиазмом навещает ее по выходным, ставя перед собой цель окончательно добить мать ядовитыми фразочками в стиле « Когда я состарюсь, у меня будут такие же морщинки как у тебя, мамочка?» и подбрасывая фотографии умершего брата там, где им совсем не место.

(неверная жена...)

(...папина дочка)

Но есть еще третий персонаж, владелец дома, постоялицей которого является Джейн – слепой молодой человек, Роберт (Станко Мольнар). В прошлом мечта о Джейн была для него недосягаемой, она встречалась с Фредом и ему оставалось только слушать их страстные стоны из комнаты на верхнем этаже, да и сама Джейн воспринимала его как ребенка, чему немало способствовало поведение собственной матери Роберта, считавшей в порядке вещей не только вломиться к тому в ванную, что бы потереть пятки мочалкой сыночку, но и Джейн без зазрения совести впускавшая туда же «поздороваться».


(еще мальчик)



(уже мужчина?)

(не для нее...)


И вот сейчас мать Роберта мертва, они вдвоем в огромном доме… Однако, Джейн не готова пересмотреть свое отношение к юному красавцу, он для нее по-прежнему просто слепой мальчик, нуждающийся в опеке. Но это далеко не главная причина. И Роберт и зритель фильма в полном недоумении понимают, что по ночам Джейн явно не одна – ее громкие стоны тому подтверждение. В отличии от Роберта зритель знает, что Фред мертв, но со временем о том же узнает и он, после чего ночной визитер его любимой женщины вселяет в него не только ревность, но и ужас.
Ламберто Бава не делает тайны из того, что Джейн одержима своим погибшим любовником – в комнате у нее настоящий алтарь с его фотографиями и фрагментами одежды. Но не совсем понятно приходит ли к ней дух Фреда, сходит ли она с ума, или просто страдает нимфоманией, сопровождаемой буйными фантазиями?




Зритель уравнивается с Робертом, страдающего слепотой и не способного охватить картину происходящего полностью. А Джейн равно убедительна во всех ипостасях – убитая горем мать, сумасшедшая нимфоманка и просто красивая элегантная женщина, недостижимый объект желания молодого мечтателя. Так же как и Роберт, зритель постепенно догадывается, что тайна Джейн имеет и некое физическое воплощение – морозилка ее холодильника заперта на замок, который она периодически открывает с непонятной целью.






Довольно необычно то, что потенциальной жертвой в этой истории оказывается хрупкий уязвимый мужчина, для законов жанра привычнее, когда наоборот. Но ни Джейн, ни Люси не кажутся ни хрупкими, ни беззащитными, а вот Роберт – да. В Джейн нет зла как такового, однако она является носительницей темной энергии, которую способно пробуждать ее безумие и отчаяние, в Люси – зло изначальное, при этом являющееся самоцелью и радостно разрушающее все вокруг. Роберт, пленник своих четырех стен, оказывается между этими двумя. Самое жуткое в фильме – когда зритель видит чуть больше, чем Роберт, а самое гадкое (куда ж без этого в джалло?) – когда он тянет руки туда, откуда их немедленно стоило бы отдернуть и бежать сломя голову. Впрочем, это далеко не единственная особенность сюжета: вольно или нет, но Роберт оказывается в роли...слепого вуайериста.



Театрально обставленный финал запоминается надолго: въедливая Люси проникнет во все тайны матери и эффектно бросает открытие той в лицо (практически буквально), открывая такой ящик Пандоры, что пожалела бы и сама, если б успела…

(в этом букете все цветы полны яда)

(овощной суп. почти такой же вкусный, как варит мама)

(я знаю все твои секреты)




Последние кадры фильма – для извращенных эстетов, которым кажется будто они видели все и удивить их ничем нельзя. Можно! За гранью добра и зла, вкуса хорошего и дурного – это джалло…

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments