?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Macabre /1980/ Lamberto Bava
Magritte
pol_ned wrote in drugoe_kino
В Новом Орлеане ничего просто быть не может, это место навсегда пропитано духом безумия и яркой чувственности, поэтому когда Ламберто Бава выбрал именно его в качестве антуража для своего режиссерского дебюта, он не ошибся! Уверенно продолжая семейную традицию, Бава-младший ринулся в дебри джалло, но результат оказался совершенно не похож на фильмы его знаменитого отца, не смотря на соответствующую атрибутику жанра. Главное что объединяет отца и сына в данном случае – абсолютная свобода полета фантазии, приводящая порой к обескураживающим результатам. «Макабро» - фильм безумный, красивый и абсолютно иррациональный, что свойственно джалло априори. Искать логическое объяснение отдельным аспектам происходящего себе дороже, остается только принять их как данность, иначе все рухнет с легкостью карточного домика. Однако, в рамках этого безумия присутствует собственная логика, как в каждом бреду, а персонажи меньше всего похожи на безвольных марионеток, как это часто бывало в фильмах того же Марио Бава. Иными словами, каждый здесь сошел с ума, но его действия не лишены бредового смысла.

В отличии от большинства джалло «Макабро» пугает скорее ожиданием того, что может произойти, нежели самим фактом свершения, кровавых сцен в фильме практически нет, но жути режиссер нагнал изрядно. При этом происходящее на экране может восприниматься одновременно в различных интерпретациях – как история одержимости женщины своим любовником до и после гробовой доски, или как история психологической дуэли дочери с матерью, переходящей в борьбу без правил. Есть еще третий вариант – неспособность постижения потаенных сторон души женщины мужчиной (один из центральных персонажей лишен способности видеть, его способ познания женщины, в которую он влюблен – слух, обоняние и тактильные ощущения, но главное для него слишком долго остается «за кадром»).


Джейн Бейкер (Бернис Стиджерс) идеальная домохозяйка, у которой все как надо – обеспечивающей ее муж, дочка-подросток и маленький сын. Разумеется, когда «все как надо», становится очень скучно, вот и ей для полноты картины не хватает страстного любовника. Вернее, как раз хватает, миссис Бейкер регулярно сбегает из дома на съемную квартиру, в которой предается радостному адюльтеру с неким Фредом, который, видимо, тот еще затейник в постели, потому что ради встреч с ним она готова пренебречь элементарной осторожностью. А на стороже быть необходимо, потому что не по годам развитая дочь Люси (Вероника Синни) в свои 13 лет обладает вполне профессиональными навыками шпионажа и вероломностью юного нациста, только в отличии от матери с нервами у нее все в порядке и изводить себя рефлексией она не станет. Глядя на Люси трудно понять, хочет ли она стать копией своей элегантной матери, или ей просто не хватает внимания, выражение которого в форме неприязни предпочтительнее нейтрального равнодушия, а может быть ее просто заело то, что мамочка обещала отвести их с братом в кино, а сама ухлестала к любовнику, ей там видите ли весело и хорошо, а она, Люси, сиди дома и присматривай за братом! Поэтому удовольствие надо подпортить – сначала позвонить на съемную квартиру, что бы дать понять мамочке «а я знаю!», потом еще разок, в качестве контрольного, что бы уж маман в ожидании Фреда не в сладкой истоме по постели валялась, а на нервной почве пошла на кухню и дерябнула полную рюмку чего-то очень напоминающего по виду «рашен водку».








Однако главный сюрприз Люси приготовила любимой маме на сладкое – взяла и утопила в ванной младшего брата, соперника за внимание, представив случившиеся как оплошность мальчика, полезшего в ванную пускать кораблик…


Само собой, тут уж не до секса, Джейн на всех парах мчится домой, но Фред не справляется с управлением и они попадают в автокатастрофу, в результате которой Фред гибнет. Что еще оставалось Джейн как не загреметь в психушку после пережитого?
Это первые 15 минут фильма, после которых нам ясен потенциал персонажей, с которыми мы встречаемся «год спустя». И начинается неторопливая история то ли чьего-то безумия, то ли колдовства. Джейн возвращается в дом, где когда-то встречалась с Фредом, поскольку муж предпочитает не жить с женщиной, оказавшейся не только отвратительной матерью, но еще и изменщицей, Люси с энтузиазмом навещает ее по выходным, ставя перед собой цель окончательно добить мать ядовитыми фразочками в стиле « Когда я состарюсь, у меня будут такие же морщинки как у тебя, мамочка?» и подбрасывая фотографии умершего брата там, где им совсем не место.

(неверная жена...)

(...папина дочка)

Но есть еще третий персонаж, владелец дома, постоялицей которого является Джейн – слепой молодой человек, Роберт (Станко Мольнар). В прошлом мечта о Джейн была для него недосягаемой, она встречалась с Фредом и ему оставалось только слушать их страстные стоны из комнаты на верхнем этаже, да и сама Джейн воспринимала его как ребенка, чему немало способствовало поведение собственной матери Роберта, считавшей в порядке вещей не только вломиться к тому в ванную, что бы потереть пятки мочалкой сыночку, но и Джейн без зазрения совести впускавшая туда же «поздороваться».


(еще мальчик)



(уже мужчина?)

(не для нее...)


И вот сейчас мать Роберта мертва, они вдвоем в огромном доме… Однако, Джейн не готова пересмотреть свое отношение к юному красавцу, он для нее по-прежнему просто слепой мальчик, нуждающийся в опеке. Но это далеко не главная причина. И Роберт и зритель фильма в полном недоумении понимают, что по ночам Джейн явно не одна – ее громкие стоны тому подтверждение. В отличии от Роберта зритель знает, что Фред мертв, но со временем о том же узнает и он, после чего ночной визитер его любимой женщины вселяет в него не только ревность, но и ужас.
Ламберто Бава не делает тайны из того, что Джейн одержима своим погибшим любовником – в комнате у нее настоящий алтарь с его фотографиями и фрагментами одежды. Но не совсем понятно приходит ли к ней дух Фреда, сходит ли она с ума, или просто страдает нимфоманией, сопровождаемой буйными фантазиями?




Зритель уравнивается с Робертом, страдающего слепотой и не способного охватить картину происходящего полностью. А Джейн равно убедительна во всех ипостасях – убитая горем мать, сумасшедшая нимфоманка и просто красивая элегантная женщина, недостижимый объект желания молодого мечтателя. Так же как и Роберт, зритель постепенно догадывается, что тайна Джейн имеет и некое физическое воплощение – морозилка ее холодильника заперта на замок, который она периодически открывает с непонятной целью.






Довольно необычно то, что потенциальной жертвой в этой истории оказывается хрупкий уязвимый мужчина, для законов жанра привычнее, когда наоборот. Но ни Джейн, ни Люси не кажутся ни хрупкими, ни беззащитными, а вот Роберт – да. В Джейн нет зла как такового, однако она является носительницей темной энергии, которую способно пробуждать ее безумие и отчаяние, в Люси – зло изначальное, при этом являющееся самоцелью и радостно разрушающее все вокруг. Роберт, пленник своих четырех стен, оказывается между этими двумя. Самое жуткое в фильме – когда зритель видит чуть больше, чем Роберт, а самое гадкое (куда ж без этого в джалло?) – когда он тянет руки туда, откуда их немедленно стоило бы отдернуть и бежать сломя голову. Впрочем, это далеко не единственная особенность сюжета: вольно или нет, но Роберт оказывается в роли...слепого вуайериста.



Театрально обставленный финал запоминается надолго: въедливая Люси проникнет во все тайны матери и эффектно бросает открытие той в лицо (практически буквально), открывая такой ящик Пандоры, что пожалела бы и сама, если б успела…

(в этом букете все цветы полны яда)

(овощной суп. почти такой же вкусный, как варит мама)

(я знаю все твои секреты)




Последние кадры фильма – для извращенных эстетов, которым кажется будто они видели все и удивить их ничем нельзя. Можно! За гранью добра и зла, вкуса хорошего и дурного – это джалло…


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Большое спасибо за наводку. Жаль только, что вы раскрыли весь сюжет. Я для себя открыла жанр джалло в прошлом году, а именно Марио Бава. Дарио Ардженто и раньше, конечно, видела, но не знала, что этот жанр называется джалло. С удовольствием любуюсь интерьерами итальянских палаццо, разглядываю роскошных женщин и влюбляюсь в мачо-убийц в черных кожаных перчатках с топором или ножом в руке. Всем приятного просмотра!

когда посмотрите фильм, поймете, что это далеко не весь сюжет, а только схематический набросок его:). К тому же при всем желании финал все равно не предугадаете!

Фильм неплохой, но как-то не тянет на канонический джалло. Скорее, на экспло с параноидальной атмосферой.

ну, канонически его папа снимал:)

Папа его эти каноны устанавливал, однако же далеко не всегда сам им следовал.
Это кино у Ламберто и впрямь одно из удачных.

Больше у него нравится только "Пещера золотой розы", что и близко не джалло, хотя при желании отголоски можно найти!

"Пещеру" не видал. Очевидно, это одна из его эпических сказок?

  • 1