cinephagia (cinephagia) wrote in drugoe_kino,
cinephagia
cinephagia
drugoe_kino

Categories:

10 лучших: выбор Монте Хеллмана

The Criterion Collection — нью-йоркская компания, созданная в 1984 г. как дочерняя фирма Janus Films и Voyager Company. Деятельность компании заключается в сохранении и распространении классики кино и современных картин, имеющих художественную ценность. Criterion занимается реставрацией и оцифровкой фильмов, выпуская DVD и Blu-ray, сопровождая релизы комментариями профессионалов и другими дополнительными материалами. Также у Criterion есть сайт, где публикуется информация о новых изданиях, киноведческие эссе, интервью с создателями etc. Среди прочего на сайте есть рубрика Top-10's, где известные (и не очень) деятели выбирают 10-ку своих любимых фильмов из коллекции Criterion. Сегодня мы публикуем Top-10 от Монте Хеллмана.



Монте Хеллман (Monte Hellman, р. 1920) — американский режиссёр, продюссер, монтажёр, актёр. Легенда независимого кино США. Начинал работу в команде Роджера Кормана в конце 50-х — начале 60-х, открыл для кинематографа Джека Николсона, сотрудничал с Сэмом Пекинпа и Серджио Леоне, оказывал поддержку начинающему Тарантино и спродюсировал его дебют - «Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992). Самые известные работы: «Огонь на поражение» (The Shooting, 1968), «Двухполосное шоссе» (Two-Lane Blacktop, 1971), «Бойцовый петух» (Cockfighter, 1974). В 2010 году вышла его новая картина после 20-летнего перерыва - «Дорога в никуда» (Road to Nowhere, 2010), получившая специальный приз на фестивале в Венеции.


Монте Хеллман: Я исполнил мечту стать членом семьи Criterion. Criterion помогли сохранить не только те фильмы, на которых я рос, но и те, на которые я стараюсь равняться сегодня. Выбирать из них 10 труднее даже , чем выбирать между моими жёнами, детьми и собакой.

#1: «Дух улья» (El Espíritu de la colmena, 1973), реж. Виктор Эрисе.



Наверное, я смотрел этот фильме чаще, чем какой-либо другой. Нестор Альмендрос посоветовал его мне, когда я искал оператора-постановщика для «Игуаны» (Iguana, 1988). Он порекомендовал Луиса Каудрадо, но вскоре я узнал, что он умер от опухоли мозга, а «Дух...» снимал уже практически ослепшим. Он выслушивал ассистента, который описывал ему сцену, потом указывал, где ставить приборы и их яркость. Фильм сам по себе одно из величайших признаний в любви к кинематографу за всю историю. Но этот также и проникновенное размышление о том травмирующем опыте, который происходит с нами в детстве, когда мы осознаём реальность смерти.

#2: «Двойная жизнь Вероники» (La double vie de Véronique, 1991), реж. Кшиштоф Кесьлевский



Мои студенты постоянно просят меня объяснить конец или в чём смысл фильма. Я не могу. Я знаю только, что он воздействует на меня сильнейшим образом. Документальный фильм о съёмках картины, в котором мы открываем философию и методы Кесьлевского, включен в список обязательных к просмотру на моём курсе.

#3 «Дурная слава» (Notorious, 1946), реж. Альфред Хичкок



Прекрасное переиздание в высоком разрешении заставило меня свежими глазами увидеть этот фильм. Теперь я убеждён, что игра Ингрид Бергман, возможно, лучшее из сыгранного женщинами за всю историю кино. Кэри Грант тоже не оплошал. Это мой любимый фильм у Хичкока. Стакан на груди у гостьи, отключившейся на вечеринке, составляет пару с сигаретой, потушенной в креме для лица в «Ребекке» (Rebecca, 1940). Должен сказать, что новое издание «Леди исчезает» (The Lady Vanishes, 1936) тоже великолепно.

#4 «Самурай» (Le samouraï, 1967), реж. Жан-Пьер Мельвиль



Ещё один фильм, который я пересматриваю снова и снова. Каждый раз я думаю, что посмотрю только превосходную первую сцену, но моментально втягиваюсь и не могу оторваться до самого конца. Классический пример экономии средств. Так же Микеланджело создавал Моисея из куска мармора: отсечь всё, что не Моисей.

#5 «Леди Ева» (The Lady Eve, 1941), реж. Престон Стёрджес



Я наслаждаюсь даже не столько самим фильмом, сколько тем удовольствием, которое он доставляет всякому новому зрителю, когда я его показываю. Сочетание буффонады и словесного остроумия просто бесподобно. Все эти комические падения на задницу в исполнении Фонды выглядят так легко и непосредственно! Один только финальный диалог стоит того, чтобы посмотреть картину целиком.

#6 «Третий человек» (The Third Man, 1949) и «Поверженный идол» (The Fallen Idol, 1948), реж. Кэрол Рид



Кэрол Рид — один из главных моих вдохновителей, хотя возможно, что Орсон Уэллс заслуживает упоминания в качестве сорежиссёра «Третьего человека». ( Здесь Хеллман воспроизводит расхожий миф, который не имеет под собой оснований. Киновед Джонатан Розенбаум в книге 2007 года «Открывая Орсона Уэллса» называет эту версию «популярным заблуждением». Розенбаум пишет, что Уэллс «не принимал никакого участия в режиссуре фильма; основные приметы его стиля в съёмке и монтаже, музыка и смысл этого стиля явно отсутствуют. Тем не менее старые мифы умирают долго, и некоторые зрители упорно верят вопреки всему». - Cinephagia) Я жду, когда Criterion выпустит «Изгнанник с островов» (Outcast of the Islands, 1952), который стоит высоко в списке моих любимых фильмов.

#7 «Дети райка» (Les enfants du paradis, 1945) и «Набережная туманов» (Le quai des brumes, 1938), реж. Марсель Карне



Такое чувство, что я смотрел «Детей райка» всю свою жизнь. Помню, как повёл своего сына смотреть, когда ему было семь. Когда я уговаривал Брандо сыграть в фильме Пекинпа «Пэт Гаррет и Билли Кид» (Pat Garrett & Billy the Kid, 1973), он мне сказал, что роль вора в «Детях...» величайшая из всех сыгранных, наряду с мастером мечей в «Семи самураях». К «Набережной туманов» я пришёл много позднее, и реставрация Criterion по-настоящему усилило красоту фильма. Жан Габен стал для меня прообразом актёра, которого трудно найти в наши дни. А диалоги в картине вдохновили меня на попытку воссоздать её поэтический реализм.

#8 «Великая иллюзия» (La grande illusion, 1937), реж. Жан Ренуар



Мне выпала честь быть членом жюри, где председательствовал Жан Ренуар, а позднее заменить его в качестве актёра в эпизоде одной картины. (Очевидно, эта роль не требовала никаких особых физических параметров.) Думаю, «Великую иллюзию» можно назвать самым человечным фильмом из когда-либо снятых, но в нём не больше человечности, чем в его создателе.

#9 «Сцены из супружеской жизни» (Scener ur ett äktenskap, 1973), реж. Ингмар Бергман



Когда фильм впервые вышел на экраны в США, меня пригласили на закрытый показ 5-часовой версии для телевидения. Как для человека, сильно привязанного к семье и супружеству, для меня это был тяжёлый опыт. Самое неизгладимое впечатление оставил заключительный эпизод, и я много раз пересматривал его. Жаль только, что Criterion не включили в своё издание вариант звуковой дорожки, где Лив Ульман и Эралнд Юсефсон переозвучили свои роли по-английски.


#10 «Восемь с половиной» (8½, 1963), «Амаркорд» (Amarcord, 1973), «Дорога» (La strada, 1954) и «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, 1957), реж. Федерико Феллини



Феллини. Здесь совершенно невозможно выбирать. Такое полное собрание творений великого мастера — настоящий подарок. Я имел удовольствие видеть Феллини на съёмках сцены из фильма «Город женщин». Было лестно услышать от него: «А, вы и есть тот самый молодой режиссёр, о котором я столько слышал», - притом что я едва ли намного моложе него. (Феллини на 12 лет старше Хеллмана  и к моменту его прихода в кино уже снял 8 картин, включая такие шедевры, как «Дорога», «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь». - Cinephagia)

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments