Ченси Гарденер (shotlandez) wrote in drugoe_kino,
Ченси Гарденер
shotlandez
drugoe_kino

«Шантрапа», реж. и сцен. Отара Давидовича Иоселиани, 2010



Отар Давидович Иоселиани снимает фильмы, как и полагается патриарху кино грузинского происхождения – с чувством и не торопясь, как будто застольную песню поет. А в застольной песне главное - это чувство, а не техника исполнения. Поэтому и получаются у Отара Давидовича Иоселиани фильмы, в которых снисхождение к зрителю и небрежность живого классика слишком уж режут глаза. А небрежность эта проявляется как в мелочах – например, анахронических деталях антуража, так и в целом: например, в пренебрежении драматургией как таковой.

Но когда ты уже смертельно устал смотреть, как лирический герой подкуривает очередную сигарету и наливает новый стакан (впрочем, в «Шантрапе» пьют прямо из бутылок), как Отар Давидович Иоселиани потчует вас эпизодом прекраснее некуда. Например, как престарелый дедушка берет «на Одессу» молодого шалопая, что повел себя не слишком почтительно. Вот я вспомнил сейчас этот эпизод и подумал, что о фильмах Отара Давидовича Иоселиани надо бы писать поаккуратнее. А то встретишь вдруг старика в Киеве, на «Молодости», представишься – и без долгих предисловий получишь этим могучим лбом винного мыслителя в переносицу.



Но я не погрешу против истины, если скажу, что начиная с «Фаворитов Луны», своего первого и лучшего иностранного фильма, Отар Давидович Иоселиани снимает один большой метафильм. Единственная картина, стоящая особняком на этой улице – «Разбойники. Глава VII», заметно отличается чернейшим юмором, наиболее проработанной, насколько это возможно для Отара Давидовича Иоселиани, драматургией и – на удивление – четкой и жесткой гражданской позицией. (Но уже в следующей своей картине Отар Давидович Иоселиани вернулся к привычной иронической созерцательности.)

В «Шантрапе» точно также, несмотря на всю ностальгическую элегичность этой картины, апатичным героям некуда торопиться, характерам некуда развиваться, случайные, на первый взгляд, люди слоняются в кадре, пьют вино, курят бесконечные сигареты и произносят ничего не говорящие зрителю фразы.

Между тем, этот фильм в некотором роде автобиографический. В молодом грузинском режиссере, который вошел в эстетический конфликт с советским киноначальством, легко угадывается сам Отар Давидович Иоселиани. А в истории его трений с французскими продюсерами – перипетии создания «Фаворитов Луны».  Но в отличие от других экранных автобиографий великих мастеров кино, фильм Отара Давидовича Иоселиани лишен глубины, философичности, страсти – наконец, талантливости таких фильмов, как «Зеркало» или «Амаркорд».



А вот что Отару Давидовичу Иоселиани удалось в этом фильме лучше всего – так это блестящие автопародии. Кроме того,  легкая самоирония содержится в самом названии фильма, которое созвучно французскому Chantera Pas– «не петь», что отсылает нас к классической картине Отара Давидовича Иоселиани «Жил певчий дрозд».  В ней также показана трагикомедия творца – с той лишь разницей, что герой «…дрозда» композитор Гия в итоге так ничего и не создает.

Напоследок нельзя не отметить, хотя бы из патриотических соображений, что одним из продюсеров фильма  стал украинец Олег Кохан. Весьма расчетливый продюссер, он предпочитает работать с советскими классиками авторского кино – в частности, с Кирой Муратовой и Романом Балаяном. (Правда, сам Балаян не стыдится сожалеть о том, что поставил свои последние картины.)

Зато Кохан внезапно попал в десятку с фильмом Сергея Лозницы «Счастье мое», который, по-хорошему, тоже не следовало бы снимать. А вот сотрудничество с Александром Миндадзе получилось плодотворным: фильм «В субботу» весьма хорош. Да и «Два в одном», на мой взгляд, одна из лучших муратовских картин. Пожелаем же Олегу Кохану заработать на проверенных временем классиках свой первый миллиард и вложить его в молодых Тарантино и Кустуриц. Только наших.

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments