alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Categories:

Последний жулик, последний министр

Если бы в России существовала нормальная культура, то в ней был бы свой Норман Мейлер. А если бы в России был свой Норман Мейлер, то он всенепременно написал бы книгу о блистательной жизни Николая Губенко, человка, в котором гармонически слились все лучшие и все худшие качества советского человека. Но Нормана Мейлера у нас нет, а моё слабое перо вряд ли сможет набросать портрет, достойный этого блистательного героя, великолепного мужчины, замечательного артиста, художника жизни.




Обычно деятели советской культуры прятали свою биографию или подделывали её, доводя до определённого эстетического стандарта. Николай Губенко в этом не нуждался. В его официальной биографии только один сдвиг, естественно, касающийся его отца. Отец Николая Губенко «погиб на фронте во время Великой Отечественной Войны». Кто он был? Ну разве вы не поняли, ёлки-палки! Погиб он, вам говорят! Однако этот выверт является не более чем чисто стилистической советской завитушкой на биографии. Без неё, без этого вполне бессмысленного умолчания, биография Николая Губенко была бы не такой стопроцентно советской.
А умолчание бессмысленно, ибо реальная биография Губенко начинается не с отца и матери, как у тысяч его коллег, а с сиротского дома, с приюта, с самой глубокой из всех возможных ям советской жизни. Сирота выжил и поднялся со дна общества на самый верх системы. Беспощадный, бесстрашный, бессовестный, сильный, ловкий, артистичный – настоящий тигр в облике человека. Он ещё и красавец. В юности был вообще ураган, но и постарел очень эффектно. Был, кстати, момент, когда желание выглядеть совершенно советским человеком (это означает брюхо, сутулость, отдуловатость физиономии) возобладало над естественными качествами Губенко, но природа взяла своё и хищник отбросил мимикрию.
Вот кого следовало бы давать молодёжи в качестве образца и идеала! По сути, это Жюльен Сорель из романа Стендаля, не совершивший финальной глупости, а довёдший свою жизнь до логического финала. Наивные интеллигентики плачутся, что Губенко «испортил биографию», сделав политико-административную карьеру и закономерно войдя в клан «красно-коричневых» коммунистов. Но Николай Губенко всегда был таким.
Впрочем, пусть о нём, о его таланте, страсти, карьере, о его любви на всю жизнь пусть напишет циничный эрудит Норман Мейлер. Я же ограничусь краткой заметкой о наиболее интересном фильме Губенко-режиссёра, о «Подранках», пожалуй, даже не о фильме, а о персонаже, сыграном в фильме самим Николаем Губенко.
Это автобиографический фильм, о сиротском послевоенном детстве, хотя Губенко не смог удержаться, чтобы не украсить квазимемуар антисемитской виньеткой, переносящей зрителя в «наше время». Впрочем... Почему «не удержался»? Это был отлично рассчитанный ход по расширению целевой аудитории. «Подранки» должны были понравиться разом и «прогрессивной интеллигенции» и «патриотам» из «Нашего современника». Губенко был умный, а его аудитория – не очень, так что публика купилась на тонкий посыл. Тем более, что тему «жирующих гадов» Губенко не педалировал, а пустил по краешку, легонько так, под сурдиночку.



Да. Тонко. Но вот что было сделано намного грубее, почти в лоб (но, тем не менее, тоже сошло у простодушной публики без сучка, без задоринки), так это апология совершенно животного, откровенно докультурного доминирования самца над самками и молодняком. Этого героя Губенко сыграл сам. Сыграл ярко, талантливо, страшно, в полный рост и с максимальным размахом. Это жлоб, садист, измывающийся над детьми и блаженствующий в гареме из ошалевших от отсутствия мужчин несчастных женщин. При этом Губенко понимает, что не все, мягко говоря, зрители воспримут его героя положительно. Как быть с такими? А вот как: в конце фильма, когда мы уже возненавидели торжествующего садиста, он терпит единственное поражение , убегает прочь от всех и плачет. И наконец-то снимает фетишистские кожаные перчатки, под которыми, оказывается, скрыты израненные обожжёные руки танкиста-фронтовика... И зритель, у которого тысячами книг, фильмов, песен выработан условный рефлекс спонтанной глорификации любого ветерана, извините за выражение, ВОВ, прощает персонажа и тоже начинает рыдать. Ведь это он – вот этот вот, плачущий в одиночестве - героически сражался с немецко-фашистским захватчиком и своей грудью защищал ту малышню, что наполняет детдом...



Конечно, это нахальная манипуляция зрителем. Чтобы увидеть механизм манипуляции, попробуйте мысленно перенести эпизод с обгоревшими руками в начало фильма. Что получится? Николай Губенко предложил: садист, развратник, негодяй, но... герой! Если же переставить эпизоды, то получится: герой, но... садист, развратник, негодяй. И у фильма «Подранки» окажется совсем-совсем другой смысл. А ведь там есть и другие тонкости, однако подробный разбор каждого кадра не входит в мои намерения. Мне хочется всего лишь подтолкнуть кого-нибудь к новому просмотру «Подранков» свежим взглядом, вне навязанных клише. Тогда станет заметно, что фильм - просто художественная фантазия автора. Например, удивит и покажется нереалистичным такое скопление мужчин среднего возраста в одном отдельно взятом детском доме послевоенного времени, когда мужчин, вроде бы, массово поубивали на войне. Ну, и другие мелочи, несомненно, зацепят.



PS. Я воздерживаюсь от политических высказываний и убедительно прошу не воспринимать это эссе в политическом контексте. Здесь речь не о политике, а об эстетике. Ибо мораль, а равно и аморализм, несомненно, эстетическая категория.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments