«Оскар» за 2010 год в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (то есть позади «Пожары» Дени Вильнёва, «Бьютифул» Иньярриту и греческий «Клык»), а также «Золотой глобус», всеевропейский «Феликс» за режиссуру и с десяток призов разных кинофестивалей. На положение вещей внутри фильма это влияет лишь в том плане, что люди, привыкшие искать в чужом успехе не совсем чистый промысел, справедливо — справедливость, естественно, будет ограничена собственной черепной коробкой — будут коситься на столь успешную датскую картину, на датском, без международных звёзд, зато с Африкой в кадре.
Чтобы защитить режиссёра Сюзанн Биер от несуществующего врага, скажу, что датчанка сняла универсальную историю, которой не грозят трудности перевода. В «Мести» есть интровертность, сдержанность северного, скандинавского кинематографа, но Биер свою историю произносит в полный голос, ясно и без всяких интонационных перегибов. Вот дети, вот их родители, вот их проблемы. Режиссёр идёт на зрителя с закатанными рукавами (никаких фокусов-покусов), открытым забралом и холодной головой. Выдающаяся выдержка позволяет обстоятельно рассказать большую историю, ничего не расплескав и не передержав. При этом она старательно весь фильм ищет формулу противодействия и взаимодействия с насилием обычного европейца и попутно рассказывает, из чего этот цивилизованный европеец вырастает и почему путь этот следует пройти. Ответ подан с медицинским хладнокровием, но тёплыми руками.
Community Info