Если это произнесено вслух, это уже неправда".
Маргарэт Тэтчер
Честно говоря, впечатлениями об этом фильме делиться как-то не хотелось. Для этого он слишком мне понравился.
Но вчера на глаза попалась стопиисятая рецензия в духе: «Блииииин, фильм-то дурацкий! Тетчер там – бабка в маразме, в биографии не понятно ни рожна. Чему нас учит данная картина и к чему зовёт? Ни к чему. А ещё
Всё, дальше не могу молчать, а расскажу про свою «Железную леди».
Начну с самого главного. Мужайтесь: это не биографическая картина.
Никакого плавного течения времени, никакой строгой титровой привязки зрителя к датам и местам событий. Для буквоедов есть официальные релизы и справочная литература: читайте, сопоставляйте, что чему следовало – забастовки шахтёров североирландским взрывам или Фолкленды проигранным выборам. А фильм о другом.
Это пронзительный рассказ об одиночестве сильного человека. Об осознанном выборе отдельно взятой личности, не склонной ни к соплям, ни сожалениям.
Не так просто быть «железным человеком» в зените сил и карьеры. А чего стоит держать спину прямо, когда ты стар и беспомощен?
Одиночество – да, Тэтчер согласилась с ним с самого начала. Годами и десятилетиями оно успешно приглушалось звоном оружия и победными салютами. Только в старости окружающая пустота вдруг превратилась в настоящего монстра, выросла до глобальных размеров и заполнила собой всё освободившееся пространство. Призрачный отпечаток облика покойного мужа (а был ли он более реален для Тэтчер при жизни?) - тонкая ниточка, которой она пытается привязать себя к почти незнакомому миру простых смертных. «Не мажь на хлеб много масла, дорогой», «Полагаю, что необходимо выбрать этот костюм»… Оказывается, эта сторона жизни, так мало значащая для Тэтчер раньше, была её неотъемлемой частью. Получается, что без семьи, без его поддержки леди Маргарет не была самой собой на все 100? Какая горькая ирония в том, что ценность воздуха замечаешь только тогда, когда он заканчивается в кислородном баллоне.
Сколько в её жизни было тяжёлых моментов выбора, но более страшного, пожалуй, не приходилось делать никогда. Примириться с наступающим безумием, в котором можно чувствовать себя хоть на грамм более защищённой, или предпочесть безжалостную ясность ума в обмен на аб-со-лютное одиночество? Пустое, как безвоздушное пространство, в котором нет ни звуков, ни времени.
Тэтчер – несгибаемый солдат воли. Пакует гардероб покойного мужа так, как воин хоронит своих мертвецов – скупо, сдержанно, с достоинством. Форс-мажор - форс-мажором, но таковы условия контракта. Рассыпающуюся на пазлы картину своего угасающего мира она достраивает сама. По мере слабеющих сил. Даже на грани безумия, которое неизбежно. Она знает, никаких утешений.
Этот пронзительный осенний фильм можно назвать повестью о настоящем человеке. А можно – «Железная леди» с подзаголовком: «Сто лет одиночества». Столько ни одно железо не выдерживает. Железные люди – другое дело.
Community Info