?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Два кинопоказа на Ленфильме.
яя
hhhhhhhhl wrote in drugoe_kino
Программа подготовлена Гёте Институтом и агентством Tour de Film в рамках кинопроекта Filmforum Tur КИНОСТУДИЯ DEFA: СДЕЛАНО В ГДР. На матровские показы я не попала. Этот пропустить не хотелось. Во-первых, Ленфильм и возможность доступа к музейным экспонатам. Во-вторых, фильм "Гойя или тяжкий путь познания", о существовании которого я знала, но не смотрела.

Жалею, что не взяла фотоаппарат. Сделала несколько снимков мобильником.
Размещаю "лучшие" с извинениями за качество.

1-2


1. Монтажный стол. 2. Гигантская лампа, до полуметра в диаметре.

3-4


3. Объект съёмки использовался в к/ф Константина Лопушанского "Гадкие лебеди" по одноименной повести братьев Стругацких. Вот они секреты. В кино всё настоящее, а на самом деле - макетик.
4. Стенд, посвящённый ресторану "Акварель", на месте которого сейчас находится съёмочный павильон№1.

Просмотр был в директорском зале Ленфильма, в том самом, где Киров, Жданов, все партийные и военные босы принимали, правили или зарубали фильмы, снятые на киностудии.

Перед сеансами выступал Александр Поздняков - журналист, драматург, киновед, режиссёр, актёр, автор радиопрограмм «Воскресный культпоход» на «Радио России-Санкт-Петербург». Но регалии не так важны. Главное, лектор любит Ленфильм. Так артистично с жестикуляцией рассказывал о киностудии, какая старинная, да первая, да лучшая, какие здесь художники и мастера, вспоминал съёмки "Синей птицы", рассказывал, конечно, о режиссёре и о картинах этого показа. Говорил об аналогиях фильма "Гойя или тяжкий путь познания" с "Андреем Рублёвым", причём ссылаясь на мнение режиссёра - Конрада Вольфа, а от себя о фильме "Мне было девятнадцать" - картина второго дня - и "Был месяц май" Марлена Хуциева.

Организаторы обещали продолжение программы: КИНОСТУДИЯ DEFA: СДЕЛАНО В ГДР.

"DEFA" - старейшая киностудия в Германии, построенная в 1910 году. Раньше называлась "Киностудия Бабельсберг" (Filmstudio Babelsberg) и являлась одной из крупнейших студий в Европе. После поражения Германии в Первой мировой войне киностудия долгое время не функционировала. В 1926 году в Бабельсберге был построен новый съёмочный павильон. Первым владельцем кинофабрики стал режиссёр Фриц Ланг. В 1930 году на студии был снят первый звуковой фильм «Голубой ангел». Писала о нём здесь.
В 1945 году студия, находящаяся в советской зоне оккупации, получила название "DEFA". [Источник]

Заблуждение, будто на студии "DEFA" снимались только идеологически выдержанные фильмы. Или у многих сразу возникают в памяти вестерны с Гойко Митичем.

Цель программы показать другой кинематограф ГДР.
На показе были представлены два фильма Конрада Вольфа (Konrad Wolf).


"Гойя или тяжкий путь познания"

Экранизация одноимённого романа Лиона Фейхтвангера. Костюмированный историко-биографический фильм. Название отражает суть картины - путь Гойи от придворного художника с положением, деньгами, крупными заказами, к себе, сомнения, служение не власти, а истине, преодоление страха. "Я их боюсь" - говорит Гойя об инквизиции. Страх почти животный, Гойя сидит в зале суда, потеет, он не может смотреть, опускает глаза, и эта певица - единственная женщина среди осуждённых говорит "Нет". Она не раскаивается: "Я пела песни наших матерей" и идёт на костёр. Сгорая, она зажигает в его сердце огонь. Страх не исчезает, он боится, но он не может писать портреты двора, он даже не может наслаждаться жизнью в объятиях своей возлюбленной. "Песни наших матерей" звучат в его душе, его мучают кошмары. Он почти теряет рассудок, но теряет только слух.

Во второй части минимум диалогов, путешествие Гойи к матери с простым погонщиком мулов, просторы Испании, рисунки, работа над "Капричос" и печать гравюр, революция, поражение, его цикл "Бедствия войны", финал. Музыкальный ряд по нарастающей: "Капричос" идёт на экране под фанданго, но под ритм, выбиваемый башмаками и кастаньеты, потом включается ритм гитары и голос - такая протяжная напористая мелодия с взрывными акцентами, в финальных кадрах картины, оставленные Гойей на стене мастерской - под орган. Чистое искусство. Удивительной кинематографический язык. Прямо дыхание перехватило.

Потрясающая сцена допроса инквизицией. (Хронометраж 4:35)
Los Caprichos
Самая известная работа, пожалуй, из цикла "Капричос" -
"Сон разума рождает чудовищ" "Капричос, лист.61. Полетели птички".



Бедствия войны. Los Desastres de la Guerra (Хронометраж 4:57)




Финал.















Как беспомощна власть перед гением художника. Они прощают его два раза, они могут давить, пугать, но не способны погасить искру вдохновения, что вспыхивает снова. Они могут только убить, если успеют.
"Я предаю Гойю вечному забвению, да будет он проклят и предан забвению в памяти веков."
И вот я сижу в зале Ленфильма спустя почти двести лет, смотрю этот фильм и работы великого испанского живописца и графика Франсиско Гойя.



Некая аналогия "Гойи... " и "Рублёва..." есть, режиссёр прав - одиночество художника, отношения художник и власть, художник и среда обитания. Но мне кажется главное в эмоциональном воздействии и особенно в финале: здесь, когда инквизиция приходит с целью ареста Гойи, выламывает дверь мастерской, видит его картины на стенах - гимн свободе, вызов власти, гнев инквизитора нарастает, последний крупный план в камеру и слова словно обращённые в будущее из того времени, словно предупреждение всем, проклятия и чёрным по красному во весь экран "Goya". В "Рублёве... - раскачивание колокола, раскачивание в тишине, разворот внутренней части колокола с языком на зрителя, напряжение в ожидании звона, первого удара и бамммм.

"Гойя или тяжкий путь познания"
Смотреть он-лайн на "Кинозал YT" Часть 1; часть 2.
Скачать с депозита; рутрекера.
Информация о фильме на kinopoisk.ru



"Мне было девятнадцать"

Фильм автобиографический.
Конрад Вольф родился в Германии. После прихода нацистов к власти в 1934 семья эмигрировала в СССР. Конрад Вольф участвовал во Второй мировой войне вместе с советскими войсками, в 1945 году (в 19 лет) был назначен военным комендантом города Бернау.
В 1949 году поступил во ВГИК на режиссёрский факультет, курс С. А. Герасимова. После окончания ВГИКа жил и работал в ГДР.

Фильм о нескольких днях войны с конца апреля до 3-го мая. Картина 1968 года, из наших играют: Эйбоженко, Ливанов, Глузский - такие молодые тогда. Кажется, что в фильме нет особого сюжета, небольшая группа - солдат и два офицера переезжают на машине, снабжённой ретранслятором, с места на место уже в тылу наших войск на территории Германии и призывают разрозненные немецкие части не оказывать сопротивления и сдаться. Такие короткие эпизоды. Взгляд на всё происходящее глазами этого 19-летнего лейтенанта, немца. Мне кажется красной нитью проходит тема выбора между "карать или миловать", то есть расстрелять сейчас же или взять сдающегося в плен, и каждый советский офицер делает свой выбор.
В фильме показан реальный эпизод - переговоры о капитуляции цитадели Шпандау.



Фильм действительно напоминает картину "Был месяц май" Марлена Хуциева, что вышел двумя годами позже. Даже есть похожий момент - соприкосновение фронтовых офицеров с ужасами концлагерей. Только у Конрада Вольфа это показано через врезку документального фрагмента с допросом советскими офицерами немца, служившего в концлагере.

Мне было девятнадцать / Ich war neunzehn
Смотреть он-лайн; скачать с рутрекера.
Информация о фильме на kinopoisk.ru

Биография Конрада Вольфа на kino-teatr.ru.

Воспоминания Владимира Галлы - капитана Советской Армии в отставке: Крепость Шпандау сдалась без боя....


Показы игровых картин предваряли короткометражные документальные ленты DEFA, тематически привязанные к художественному фильму: "Обнаженная натура: фотограф Гундула Шульце" (1983) и "Сентябрьские мысли" (1961).
И хотя в Испании запрещено было рисовать обнажённую натуру на рубеже 18-19 веков, Гойя всё же нарушил запрет, изобразив обнажённой герцогиню Альба.
А второй документальный фильм напрямую связан с темой ленты "Мне было девятнадцать", поскольку он о демобилизации с флота парня в день его рождения - 1 сентября, но год рождения 1939 - начало Второй мировой войны. Парень едет домой, размышляет о будущем и думает о войне об отце, которого никогда не видел, так как тот погиб на восточном фронте. Оказывается из армии ГДР военнослужащие демобилизовались в штатском, не в форме, так показано в фильме, во всяком случае, не знала.


Я не знаю какого числа пройдёт пост в сообщество.
В связи с праздником 9 мая размещаю очень известный фрагмент из к/ф "Был месяц май",
который почти всегда был частью киноконцерта по ТВ на День Победы.



promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
"Первым владельцем кинофабрики стал режиссёр Фриц Ланг" - Шутить изволите. В 1912 году, когда UFA была официально зарегистирирована, Фриц Ланг ещё жил в Австрии и штудировал архитектуру.

Это не я, это источник, на который ссылаюсь, попробую вечером поискать другой.

На официиальном сайте студии Babelsberg в разделе история периода 1912-1932 Фриц Ланг фигурирует только в 1926 году в связи с его фильмом "Метрополис".
Что биография на любом сайте подтверждает как, например эта.
Предлагаю считать, что в Вашем комментарии сделана корректировка.

Да я знаю, что там написано. Только Ланг не был даже акционером Бабельсберга. Он получал проценты от проката, и только. "Хозяином" УФА можно отчасти назвать великого продюссера Эриха Поммера, но это тоже уже двадцатые годы, да и не он был хозяин, а акционерное общество. У меня есть книжка про UFA.

Вы напрасно горячитесь. Я признаю ошибку в тексте и себя исправляю через эту ссылку. На официальном сайте про собственников ни слова. Что удалось найти, то и показала без малейшей попытки уесть или учить. Книжки не имею.

Да не горячусь я. А ошибку поправил, потому что подумал, что вам эта мелочь тоже может быть интересна.
Ведь про того же Поммера на том же сайте (и в статье о Бабельсберге в Вики) вообще ни слова, что, на мой взгляд, просто позор.

"Книжки не имею" - А я имею. Это очень интересно - ранняя история немецкого кино. Но на русском на эту тему выходила одна дебильная статья французского еврея плюс интересная но спорная монография Зигфрида Кракауэра "От Калигари до Гитлера".

Когда залезла на yahoo.de поразилась скудости информации, всё-таки это их национальное. Правда, Амазон предлагал книгу Eine kleine Geschichte der DEFA: Daten, Dokumente, Erinnerungen.
У Зигфрида Кракауэра в главе Рождение УФА ни одной фамилии. Да я про неё и забыла, если честно, читала в связи с "Голубым ангелом", мне в комменте к посту по этому фильму ссылку на него дали.

В прошлом году вышла книга на русском "Демонический экран", охватывает период после Первой мировой войны до звукового кино, скорее посвящена художественным аспектам, рассматриваются картины того периода с точки зрения постановки света, построения декорации, работа с актёрами с массовкой, влияние режиссёров друг на друга и факторов из вне на их работы. Фильмы Фрица Ланга есть, Поммер упоминается чуть-чуть.
Продаётся на озоне.

И всё-таки нашла на другом сайте ufa.de пару слов о Поммере. Но историю пишут архикратко. Великие 15 лет немецкого кинематографа в два абзаца.

  • 1