kulturmulturcom (kulturmulturcom) wrote in drugoe_kino,
kulturmulturcom
kulturmulturcom
drugoe_kino

Categories:

"Дирижер", Павел Лунгин, 2012

59.45 КБ
Дождаться выхода хорошего отечественного фильма в прокат не так-то просто. Слишком много лент выходит под брендом «очередное российское говнецо», поэтому найти в нашем кинематографе нечто стоящее (среди того, что доходит до кинотеатров) — редкость и большая удача. Впрочем, кто ищет, тот находит.

Что я называю хорошим фильмом? Ну, это, наверное, фильм для головы, а не для желудка, то есть тот, под который стыдно есть попкорн. Вот и в случае с «Дирижером» Павла Лунгина кинокритик Андрей Кулик справедливо заметил: этот фильм лучше смотреть без кукурузной возни. К слову, поначалу в зале она все-таки была, правда, ненавязчивая и недолгая. Стало быть, совесть, да и сердце у зрителя есть. Ведь, во-первых, Лунгин — режиссер не отдыхательного жанра. Во-вторых, место действия и одновременно главный герой «Дирижера» — непостижимый вечный город Иерусалим. В-третьих, саундтреком звучит духовное сочинение митрополита Илариона — оратория «Страсти по Матфею». Фильм сдержанный, мрачный, каменный. И при этом оставляет зрителя в состоянии аффекта.

В общем, не лихой, но проникновенный сюжет в чуть религиозном антураже: дирижер со своим коллективом летит на концерт в Иерусалим и там же хоронит сына. Последнее обстоятельство заставляет хладнокровного гения посмотреть в зеркало и сорвать с себя маску равнодушия, понять непонятых, простить непрощенных — вернуться к христианскому идеалу, иными словами. С главной сюжетной линией пересекаются небольшие бытовые рассказы-спутники, которые все о том же — об эгоизме, недоверии и иллюзиях, неизбежно ведущих к душевным и реальным катастрофам. Итог — возвращение героев «к себе», понимание и просветление.

История озвучена духовной музыкой, что делает ее очень интимной и совсем… другой, «перпендикулярной индустрии развлечений». Притом что тема поиска ответов на самые главные вопросы не нова, но многие ли умеют искренно говорить о ней в кинематографе? Чтобы не по накатанной, а заново сомневаясь, «блуждая в сумрачном лесу», с искренним желанием понять, что на самом деле происходит — снаружи и внутри?

Через свои произведения, в том числе через «Дирижера», Павел Лунгин делится со зрителем своей человечностью, искренностью и внутренней свободой. Фильм — о переходе из состояния камня в состояние человека, о том, какой может быть личность наизнанку и почему для того, чтобы ее вывернуть, нужна трагедия. Потрясающие моменты на фоне метаморфоз с героем-глыбой Владаса Багдонаса, одного из лучших литовских актеров сегодня, — это переплетения чужих судеб, идиша с русским, молчания с музыкой, наконец, жизни со смертью. Кстати, в кинозарисовке она оставила немало отпечатков: на фактурном лице Дирижера, на картине, где он распят подобно Иисусу, под пиджаком террориста, в словах «я тебя не люблю». Это — на земле, а выше — безжалостные лучи солнца, прожигающего души. Еще выше — фантастическая, бессмертная музыка. Именно под нее создавался фильм, и в нем она — некий сверхперсонаж.

Музыка в «Дирижере» как бы над всеми, такая вечность над бренностью. Слово в фильме, напротив, сдержанное и осторожное: у него здесь не главная роль, но этим оно и цепляет. Простые, короткие, реальные диалоги: словно ты только что проходил мимо этих людей, сидел мгновение назад рядом с ними в самолете, а потом услышал диктофонную запись из прошлого. В репликах вроде бы неприметные сюжеты из жизни случайных людей, но чем дальше, тем существеннее кажутся их маленькие трагедии (речь обо всех и о каждом, по сути). Безусловно, великолепная операторская работа: стиль made in Piter Игоря Гринякина, странная атмосфера Иерусалима — места встречи героев с судьбой, высеченное из камня лицо Дирижера, которое будто выдается за плоскость кадра. И какая-то необъяснимая убедительность, настоящесть. Правда, толика художественной условности показалась в образах музыкантов, но это едва уловимо, почти незаметно. В любом случае актерский состав блестящий.

Я пытаюсь собрать элементы «киновихря», которым «Дирижер» потряс увидевших его людей. Подсвеченность религиозными исканиями — да, к этому тянутся, достаточно вспомнить успех «Острова». Музыка — безусловный шедевр, фильм стал достойным сопровождением к ней (не наоборот). Тема вопросов бытия — рассказать о вечном, но без слоя пыли и в неожиданном ракурсе (это Лунгин). Наконец, ощущение режиссерского кредо — постоянно искать и не успокаиваться, не отправлять душу на хранение в швейцарский банк. Ведь только с такой установкой может рождаться настоящее кино.
Subscribe
promo neferjournal 11:00, yesterday 57
Buy for 20 tokens
Компания X5 Retail Group стала открывать супермаркеты Пятерочка нового формата. Они не похожи на магазины эконом-сегмента. Большие панорамные окна, приятная цветовая гамма, современные витрины, приглушенный свет и направленное освещение. И да, узор на полу неспроста. Обратите внимание на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments