?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Дирижер", Павел Лунгин, 2012
kulturmulturcom wrote in drugoe_kino
59.45 КБ
Дождаться выхода хорошего отечественного фильма в прокат не так-то просто. Слишком много лент выходит под брендом «очередное российское говнецо», поэтому найти в нашем кинематографе нечто стоящее (среди того, что доходит до кинотеатров) — редкость и большая удача. Впрочем, кто ищет, тот находит.

Что я называю хорошим фильмом? Ну, это, наверное, фильм для головы, а не для желудка, то есть тот, под который стыдно есть попкорн. Вот и в случае с «Дирижером» Павла Лунгина кинокритик Андрей Кулик справедливо заметил: этот фильм лучше смотреть без кукурузной возни. К слову, поначалу в зале она все-таки была, правда, ненавязчивая и недолгая. Стало быть, совесть, да и сердце у зрителя есть. Ведь, во-первых, Лунгин — режиссер не отдыхательного жанра. Во-вторых, место действия и одновременно главный герой «Дирижера» — непостижимый вечный город Иерусалим. В-третьих, саундтреком звучит духовное сочинение митрополита Илариона — оратория «Страсти по Матфею». Фильм сдержанный, мрачный, каменный. И при этом оставляет зрителя в состоянии аффекта.

В общем, не лихой, но проникновенный сюжет в чуть религиозном антураже: дирижер со своим коллективом летит на концерт в Иерусалим и там же хоронит сына. Последнее обстоятельство заставляет хладнокровного гения посмотреть в зеркало и сорвать с себя маску равнодушия, понять непонятых, простить непрощенных — вернуться к христианскому идеалу, иными словами. С главной сюжетной линией пересекаются небольшие бытовые рассказы-спутники, которые все о том же — об эгоизме, недоверии и иллюзиях, неизбежно ведущих к душевным и реальным катастрофам. Итог — возвращение героев «к себе», понимание и просветление.

История озвучена духовной музыкой, что делает ее очень интимной и совсем… другой, «перпендикулярной индустрии развлечений». Притом что тема поиска ответов на самые главные вопросы не нова, но многие ли умеют искренно говорить о ней в кинематографе? Чтобы не по накатанной, а заново сомневаясь, «блуждая в сумрачном лесу», с искренним желанием понять, что на самом деле происходит — снаружи и внутри?

Через свои произведения, в том числе через «Дирижера», Павел Лунгин делится со зрителем своей человечностью, искренностью и внутренней свободой. Фильм — о переходе из состояния камня в состояние человека, о том, какой может быть личность наизнанку и почему для того, чтобы ее вывернуть, нужна трагедия. Потрясающие моменты на фоне метаморфоз с героем-глыбой Владаса Багдонаса, одного из лучших литовских актеров сегодня, — это переплетения чужих судеб, идиша с русским, молчания с музыкой, наконец, жизни со смертью. Кстати, в кинозарисовке она оставила немало отпечатков: на фактурном лице Дирижера, на картине, где он распят подобно Иисусу, под пиджаком террориста, в словах «я тебя не люблю». Это — на земле, а выше — безжалостные лучи солнца, прожигающего души. Еще выше — фантастическая, бессмертная музыка. Именно под нее создавался фильм, и в нем она — некий сверхперсонаж.

Музыка в «Дирижере» как бы над всеми, такая вечность над бренностью. Слово в фильме, напротив, сдержанное и осторожное: у него здесь не главная роль, но этим оно и цепляет. Простые, короткие, реальные диалоги: словно ты только что проходил мимо этих людей, сидел мгновение назад рядом с ними в самолете, а потом услышал диктофонную запись из прошлого. В репликах вроде бы неприметные сюжеты из жизни случайных людей, но чем дальше, тем существеннее кажутся их маленькие трагедии (речь обо всех и о каждом, по сути). Безусловно, великолепная операторская работа: стиль made in Piter Игоря Гринякина, странная атмосфера Иерусалима — места встречи героев с судьбой, высеченное из камня лицо Дирижера, которое будто выдается за плоскость кадра. И какая-то необъяснимая убедительность, настоящесть. Правда, толика художественной условности показалась в образах музыкантов, но это едва уловимо, почти незаметно. В любом случае актерский состав блестящий.

Я пытаюсь собрать элементы «киновихря», которым «Дирижер» потряс увидевших его людей. Подсвеченность религиозными исканиями — да, к этому тянутся, достаточно вспомнить успех «Острова». Музыка — безусловный шедевр, фильм стал достойным сопровождением к ней (не наоборот). Тема вопросов бытия — рассказать о вечном, но без слоя пыли и в неожиданном ракурсе (это Лунгин). Наконец, ощущение режиссерского кредо — постоянно искать и не успокаиваться, не отправлять душу на хранение в швейцарский банк. Ведь только с такой установкой может рождаться настоящее кино.

promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
хорошая рецензия


Действительно, очень хорошая. Спасибо.

посмотрела на одном дыхании, замечательный фильм

(Deleted comment)
+100! Очень разочаровал Лунгин. Сначала - Царь(ек), теперь этот колобок.((

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

"Дирижер", Павел Лунгин, 2012

User vsellenaya referenced to your post from "Дирижер", Павел Лунгин, 2012 saying: [...] Оригинал взят у в "Дирижер", Павел Лунгин, 2012 [...]

Ого!

По уровню рецензия не уступает фильму. Будем внимательно смотреть.

З.ы. "Остров" мне не понравился.

Это не совесть. Это зрителя тошнит.

И да, в перпендикулярной индустрии развлечений индустрии духовной музыки поделка Алфеева – даже не вторичный, а третичный продукт.

Какие неразвлекательные фильмы порекомендуете посмотреть?

Неразвлекательные. Как-то Вы меня врасплох. В кино как на работу – это для меня свежая мысль. А безотносительно – «Большой Лебовски» нравится, например.

Все понятно. Спасибо.

Edited at 2012-04-22 08:03 am (UTC)

А по-моему это стеб.

"Обстоятельство заставляет хладнокровного гения посмотреть в зеркало";
"Фильм — о переходе из состояния камня в состояние человека";
"Делает ее очень интимной и совсем… другой, "перпендикулярной индустрии развлечений".";
"Подсвеченность религиозными исканиями ";
"...не отправлять душу на хранение в швейцарский банк. Ведь только с такой установкой может рождаться настоящее кино."


Ведь, правда же, разве можно такое написать на полном серьезе?

Тем более, что Лунгин - скверный режиссер, и продукция его с каждым годом становится все сквернее и примитивнее.
Так что ругать его фильмы дело скучное и неблагодарное.
А вот так "похвалить"? Почему бы и нет, собственно?

А отчего это Иерусалим непостижимый вдруг, да еще и вечный?

меня фильм не впечатлил совершенно. какой-то сырой, недоделанный, непродуманный, но с претензией, что опошляет. правильно выше сказали - промо ролик к музыке. убрать музыку - фильм рассыпется.

у лунгина только два стоящих фильм - такси блюз и остров на мой взгляд

Для меня - один отличный фильм (ТБ) и один неплохой - Царь.

А когда я смотрел остров, я умом осознавал, что фильм сделан технически хорошо. Но духовно он был настолько мне ортогонален, что ни одна жилочка не звякнула.

Удивительно, что так много негативных высказываний по поводу "Дирижера". А я и "Царь" не посмотрела еще. А "Остров" мне очень понравился, хотя сказать об этом фильме - "понравился" - неправильно как-то. Этот фильм очень затронул, взволновал, разбудил какие-то душевные переживания. Очень люблю все фильмы Павла Лунгина. И верю каждому его слову, когда слушаю его интервью. Обязательно посмотрю "Царь" и, конечно, "Дирижер". Надеюсь не разочароваться.

> понять непонятых, простить непрощенных

Собственно, кого он там понял и кого простил?

Спасибо Вам за смелость! хорошая рецензия на глубокий фильм..Последнее время я сильно разочаровалась в Лунгине, как режиссере..В его фильмах появилась какая-то небрежность ("Царь", "Ветка сирени"), попсовость что ли((..
И "Дирижер" заставила себя посмотреть по рекомендации уважаемого человека.. И не пожалела..Я - зритель этого кино..меня оно глубоко задело..Две мои близкие подруги, давно расставшиеся со своими мужьями, похоронили своих единственных ,трагически погибших, взрослых уже дочерей...Об этом ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ...Потрясающе сыграл Владас Багдонас..низкий поклон.

Увы, очень слабый фильм.
Замахиваться на такие темы, на такой безкомпромиссный пафос рискованно - есть шанс высветить свою неспособность говорить о таких вещах. Что и происходит.

На мой взгляд, это фильм об убийцах.
Дирижер, который "убил" сына.
Шахид, который идет и убивает.
Жена (Оболдина) солиста, которая и далее будет убивать уже мертвые отношения (кстати, от нее исходит изощренная жестокость, знает что паломница умерла, не говорит об этом мужу, в сцене с детьми в коридоре больницы - практически проходит сквозь них.
Кстати, все эти три героя показаны в сценах омовения.
Никто из них не физичен, никто никого не обнимает, кроме, кстати, шахида, которого обнимают перед тем, как...
Главный герой, вроде бы, пройдя катарсис, разражается тирадой - и что его волнует - "а что, действительно, вы все в оркестре считаете меня...?" - самое длинное его предложение.
Ну скажите, в чем видно прозрение героя, его обращение к Богу?
Музыка, при все ее красоте и величественности, к сожалению, напоминает музыку Корнелюка (да величественная, да красивая, но слишком навязывающая тебе определенное эмоциональное состояние) в сериале "Мастер и Маргарита" и в "Дирижере" она подминает под себя фильм.
Святыни Иерусалима, зажжение свечей - по-туристически шаблонны, падение ниц на свежую могилу , скупая слеза - ну право слово, это недостойно использовать павловский рефлекс.

Не знаю, у меня четкое ощущение, что мною зачем-то проманипулировали, а настоящее кино не дали. Иначе не хотелось бы препарировать.
И нестыковки мешают, они не тянут на преднамеренный сумбур.
На мой взгляд, это - плохой фильм, и он точно не тянет на сумрачный и великий шедевр о душе человеческой..





Edited at 2012-04-26 06:01 pm (UTC)

  • 1