Кто это поёт?
Казим Коюнджу. Неужели не знаешь?
Нет.
Здесь на Черноморском побережье любят его музыку.
Никогда не слышал.
Он родился в Артвине. Пару лет назад умер от рака. Совсем молодой. Твой ровесник.
_________________________________
Юбилейная, десятая, работа Фатиха Акина "На краю Рая" (в других вариантах "По ту сторону", "На краю жизни") это тонкая изящная киномозаика. Незамысловатые истории нескольких героев ленты неожиданно затейливо переплетаются, обрываются, переходят одна в другую на пространстве современной Европы и Турции, рассказывая нам о любви и смерти, о случайности и судьбе, о детях и родителях, о мире и борьбе, о неприятии и прощении.
Трудно рассказать, о чём эта лента, не скатившись в пересказ сюжета. Тем более, что сюжет, надо сказать, отмечен Каннским жюри-2007 как лучший сценарий. "На краю рая" также номинировалась на Золотую ветвь, но уступила румынской картине "4 месяца, 3 недели и 2 дня". Более того, картина, несмотря на обилие наград других конкурсов, для большинства зрителей всё-таки осталась в тени лент-соперников того года "Изгнание" Звягинцева, "Мои черничные ночи" Карвая, "Параноид-парк" Ван Сента или "Старикам здесь не место" Коэнов. И совершенно незаслуженно.
Обилие тем, поднятых в картине Акина зашкаливает. Что фигура, а что фон не всегда понятно, и то что казалось главной линией картины минуту назад, вдруг становится всего лишь отправной точкой нового поворота сюжета. Вот курдский протест на улицах Стамбула, а вот уже немцы выходят с протестом на улицы, вот турки, пытающиеся строить свою жизнь в чужой стране, а вот история молодой немки, сталкивающейся с реальностью турецкой бюрокартии, вот странные отношения старика и проститутки, и рядом история любви и страсти двух девушек... .
Смотреть фильм невероятно легко и приятно. Конечно, Стамбул сам по себе актёр экстра-класса. Но и на главных героев очень приятно смотреть. Среди актёрского состава есть например Ханна Шигулла муза самого Фассбиндера, снимающаяся ныне крайне редко, или Тунцель Кёртиз, играющий вот уж скоро полвека в театре и кино, "лучший актёр" 36-го Берлинского МКФ.
Также интересно и приятно слушать. Свою особую режиссёрскую любовь к национальной музыке Фатих Акин показал ещё в ленте, сразу же ставшей культовой, "Головой о стену". А сняв в 2005 году документальную картину "По ту сторону Босфора" о музыкальных течениях современной Турции, Фатих Акин значительно расширил свой музыкальный багаж, который щедро и умело встраивает в свои картины. Общий музыкальный фон "На краю Рая" заслуга немецкого диджея Шантеля, мастера ремиксов балканской традиционной музыки. Лейтмотивом же фильма, его началом и концом, стала песня культового лазского(лазы - народность на северо-востоке Турции) музыканта Казима Коюнджу "Ben Seni Sevdugumi".
Бывают киноленты, картины, песни словно врата. Через них открываешь и познаешь много нового, интересного, прекрасного. Путешествуя по картине "На краю рая" мне захотелось открыть незнакомые улочки Стамбула в Чукурчуме и Кадикое, разобраться подробнее в курдском вопросе и узнать, что это за народность живёт в Трабзоне и почему мой друг турок не может перевести песню с, казалось бы, турецкого. Захотелось прочитать "Дочь кузнеца" Селима Оздогана, скачать миксы Шанталя и традиционные турецкие песни, безумно красивые, такие грустные и тягуче-сладостные одновременно.
Я, наверное, мог бы многое написать про этот фильм, привести очень интересные выдержки из интервью с Акином, порассуждать над смыслом названия и картины в целом. Но я надеюсь, что уже достаточно Вас заинтересовал, чтобы Вы начали свои поиски самостоятельно. И напоследок приведу лишь вольный перевод вступительной и финальной песни, собранный фактически по кусочкам. Мне кажется, что для понимания фильма смысл её важен.
О том, что я люблю тебя, я миру рассказал
Ты опустила брови
Отца ли твоего, отца ли твоего убил я?
Спустись к ручью и набери камней
Закончилась любовь,
Возьми же локон свой, что мне ты подарила.
Пред девой мёртвою я расстелю ковёр
Как много времени,
Как много времени не видел я любимую свою
Весна прошла, приходит лето, и зелень листьев
Я не сумел тобою насладиться,
Пускай же черная земля насытится тобой.
PS: И тем не менее, фильм не заканчивается на безысходности, так характерной для российского кино. Нет. Те, кому суждено встретиться встретится, те же, кто ищет обретут.
Community Info