xyznaetkto (xyznaetkto) wrote in drugoe_kino,
xyznaetkto
xyznaetkto
drugoe_kino

Categories:

"Эйфория" (2006), режиссёр: Иван Вырыпаев

 

В качестве преамбулы несколько слов о… парфюмерии. Многие, вероятно, знают, что парфюмерное изделие – будь то духи или туалетная вода – состоит из смеси различных ароматических веществ, запах которых описывается специальным понятием «нота». Нота гвоздики, нота сантала и т.п. В зависимости от степени устойчивости к выветриванию ноты классифицируются как верхние, средние и базовые. Изначально парфюмерное изделие источает преимущественно аромат верхних нот. Немного погодя преобладающим становится аромат средних нот, а спустя ещё некоторое время – базовых.

Так вот. Довольно часто встречаются фильмы, индивидуальное восприятие которых укладывается в аналогичную схему. Первые впечатления появляются ещё во время просмотра, во время него же часто и исчезают. Зрелые впечатления, как правило, уже перманентны и возникают либо к концу фильма, либо сразу после. И наконец – иногда спустя несколько дней, а то и недель – приходят окончательные впечатления, окончательно расставляя точки над i в сознании зрителя и окончательно формируя его отношение к тому, что он увидел. «Эйфория» режиссера Ивана Вырыпаева – произведение именно такого рода.


  




До какого-то момента я абсолютно не сомневался, что показывают мне что-то… не то чтобы документальное, а, мягко сказать, не очень художественное, что-то постановочно-публицистическое на злобу дня. Я имел такое чувство, что мне показывают вариацию на тему кинофильма «Жесть», столь же тупую, бессмысленную и, разумеется, прекрасную в своей горькой правдивости. Зачем таить: я был уверен, что попал на очередную передачу из цикла «В мире животных российских городов и сёл». Очередной юный натуралист от режиссуры пробрался в глубины заповедника Россия и наснимал там. Основой киноистории стала нехитрая драма, завязавшаяся и развязавшаяся в течение часа с небольшим экранного времени. Трагедия стара и пошла как мир: двое молодых пейзан, двое животных в людском обличии взалкали друг друга, а взалкав, преступно овладели друг другом, попрали условности морали. Впрочем… преступно ли? Они же животные, и одно лишь это определение делает их неподсудными. Точно так же неподсудно и третье животное – обманутый муж, вершащий кровавую месть, расстреливающий плывущих в лодке прелюбодеев с высокого донского берега. Всё очень печально и несколько скучновато.

Вот такими были «верхние ноты», да. А потом… а потом вдруг – не помню уж в каком именно месте – сверкнуло: ба, да это ж любовь. Это ж любовь, черт подери! Любовь в редком для себя первозданном виде. Она ведь именно такой и встречается в дикой природе – нерафинированной, грязноватой, полной гормонов. И оттого лишь более забористой, душащей, выключающей рассудок. Причём, это именно ЛЮБОВЬ, а не похоть! Несмотря на своё чумазое происхождение, чувство это – не банальная тяга дружить пиписьками, это неуёмное стремление поглотить любимое существо – вобрать его в себя целиком и нежно держать внутри себя… И не выпускать. Никогда-никогда.

Таковы были «средние ноты». И держались они довольно долго, претендуя на полное отражение сути. Но присутствовало и некое щемящее чувство недопонимания чего-то важного, основного. Всё как-то казалось: нет, это не про любовь. Не про неё одну. Это не про любовь и не про месть, да и вообще не про этих Веру, Пашу, Валеру…

И вдруг пришло воспоминание, прояснившее для меня всё. Я вдруг понял, что фильм этот – стон. Фильм этот – плач. Фильм этот – вой. О жестокости и равнодушии Бытия. О невозможности выпросить, вымолить, выцарапать назад Безвременно и Безвозвратно Ушедшее.

… Когда-то давным-давно я попал в неожиданную пробку на каком-то подмосковном шоссе. Было лето, жарко, машины тащились со скоростью пять километров в час. Минут через сорок стала ясна причина затора: посреди дороги лежал труп, все аккуратно его объезжали. На обочине стоял грузовик; прислонившись спиною к заднему колесу и вцепившись руками в голову, сидел на земле водитель. Тело было закрыто свежими еловыми лапами – кто-то успел сгонять в лес, позаботился о слабонервных. Всё бы ничего, но из-под хвои была видна одна нога.

И это бы ничего… если бы это не была нога подростка. Мальчик или девочка – сказать было трудно. Не очень новая кроссовка, загорелая щиколотка, комариный расчёс…

Фильм не просто хорош, фильм гениален. Обычно я скуп на подобные эпитеты, но это действительно Вершина. От и до. Великолепно всё: подбор актёров, игра, вертолётные съёмки донской степи… И музыка, музыка… Шалая гармошка, печальная и быстрая как сама жизнь.



      

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments