Сразу скажу, что я давно прочитала одноименную книгу Кадзуо Исигуро, и она стала одной из любимых, к которым я периодически возвращаюсь. Все-таки есть что-то такое в японцах, пусть и ассимилировавшихся в Европе... какая-то светлая тоска, созерцательность, меланхоличность и фатализм. Просмотр фильма был интересен мне со стороны «развиртуализации» героев, хотелось, чтобы они обрели наглядность, ибо образы их я сформировала еще во время прочтения. Также скажу, что книга однозначно сильнее фильма, как это зачастую и случается, но это не отменяет рекомендации «надо смотреть». Потому что здесь плюсы и минусы делятся поровну: Марк Романек однозначно снял не шедевр, но читатели имеют все шансы придать образам завершенность. И если книге изначально не хватает динамики, но есть красота повествования, то фильм, потерявши в глубине диалогов и передаче переживаний героев, дает возможность взять свое на созерцании эмоций, а здесь Кэри Маллиган, Кира Найтли и Эндрю Гарфилд свое отработали. И моя любимая Шарлотта Рэмплинг, как всегда на высоте.
О чем, собственно говоря, фильм.
Главные персонажи — Кэти, Томми и Рут — воспитанники своеобразного интерната для клонов. Впрочем, тема клонирования, изъятия органов — так называемых «выемок» и прочих подробностей процесса идет вскользь. Все происходит как данность, морально-этическая сторона вопроса не затрагивается вообще. Впрочем, фильм позиционируется как антиутопия, и это дает определенную свободу для подачи материала.
Дети живут, учатся, занимаются творчеством, переживают, любят — все как у обычных людей. Что их отличает — это изоляция от внешнего мира, к которому они принадлежат лишь отчасти, но которому они отдадут себя. По кусочкам. Пока не «завершат».
Однажды им открывают глаза на то, что никто из них не станет актером, не уедет в Америку, не будет работать в супермаркете. Что их предназначение — это спасать жизнь другим людям, стать донорами, когда придет время. Иными словами, их жизнь — это подготовка к смерти. Что интересно, дети становятся взрослыми, и у них ни разу не возникло мысли сбежать от того, что их ожидает, или восстать против системы, которая обрекает их на такую судьбу. Отсутствие социализации в действии. Отсутствие проблемы выбора и принятия решения.
Не буду углубляться в сюжет — иначе будет неинтересно смотреть. Скажу только, что не будет счастливого финала, потому что его не может быть изначально. Не из-за отсутствия технической возможности у героев изменить свою судьбу, а из-за реальности, с которой они дружно смирились, потому что не знали другой.
Теперь о минусах фильма или «почему книгу надо прочитать».
Плохо раскрыто название. Понятно, что это связано с названием песни, но это не все. Фильм не дает заглянуть глубже.
Очень мало показана жизнь в Хэйлшеме, а так как «все мы родом из детства» - то очень многое скрыто именно там.
Абсолютно не раскрыт образ Рут. В книге это весьма харизматичный персонаж, вокруг которого во многом построен сюжет. И тут даже не в Кире Найтли дело. Она, может быть, и сыграла бы как надо, но здесь ей просто не дали на это экранного времени. То же самое касается взаимоотношений Рут и Кэти - были намного сложнее и интереснее, чем фильм дает понять.
Как итог, если бы я не прочитала книгу, я бы расценила кино как унылую затянутую историю о любовном треугольнике. Отметила бы операторскую работу, звуковую дорожку, и.... полное отсутствие послевкусия.
Но все не так просто. Фильм выдавил из меня скупую слезу скептика, воспитанного на классике мирового кинематографа. Не потому, что кино заслужило высший балл, а потому что Кэти и Томми для меня обрели материальность. А я именно ради этого его и смотрела.
Community Info