?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Ночь" Микеланджело Антониони (1961)
gaius_cornelius wrote in drugoe_kino
Отчуждение

Великий фильм Микеланджело Антониони “Ночь” снова поднял для меня тему отчуждённости. “Певец некоммуникабельности” провёл линию связи в начало XXI-го века. Может просто мастер не был в таком уж отрыве от реальности, как это пытаются показать многие его биографы, а ненароком опередил своё время? Для гениев ситуация вполне обычная, если не сказать заурядная, хотя применим ли к ним данный критерий? Вопрос дискуссионный, да, и речь не об этом.
Дело вот в чём – Я смотрю по сторонам, вижу лица людей, куда-то спешащих, занятых своими мыслями, или праздно читающих. Неважно. Их глаза… Они смотрят внутрь, поглощены своими заботами. Они не видят мира вокруг, более того, он им не нужен. Это и есть та степень отчуждённости, когда ты идёшь в толпе глиняных статуй по дороге в никуда. Действительно, как мало нужно для счастья, просто открыть глаза и посмотреть вокруг, сделать шаг навстречу миру. И насколько бесконечно долог этот шаг. Многим не хватает целой жизни, чтобы его сделать.


Да, и что представляет собой эта жизнь? Обряд, превратившийся в привычку, подобно чувствам Джованни и Лидии с Валентиной в роли птицы счастья, которой неизбежно придётся упорхнуть, оставив их наедине с безжалостным рассветом и тяжестью признаний. И аллегорическое – “Я смотрю на жизнь, но не трогаю руками”, уже видится в совершенно ином, трагическом свете. Это квинтэссенция современной реальности. Кинжально-циничный лейтмотив, пронзающий агонизирующее общество стрелой отчуждения. На фоне этого душа предстаёт в роли Томмазо, она умирает, но готова бороться до последнего, сохраняя поистине клиническое чувство юмора под натиском, всепобеждающей обречённости. Но, чтобы что-то ей противопоставить, надо осознать всю степень опасности. А, как это сделать, если не открывать глаза? Пожалуй, что никак. И многим суждено навсегда замереть в рефлексии этого последнего, бесконечно долгого шага.
Открывайте глаза и смотрите вокруг. Даже, если вы там не найдёте ничего интересного, то хотя бы на время отсрочите телефонный звонок, в котором доктор сухим голосом сообщит вам о смерти вашей собственной души.

В завершение мой стих по мотивам:

Мужчина и женщина

Мужчина и женщина. Балкон. Сухой мартини
Недетское кино тихо плещется в бокале
Они слишком известны в фестивальном Берлине
Пара судеб – одна скупая запись в журнале.

Два мизантропа в плену у экранных реалий
Пара слов на ходу. Дела. Любовь по привычке
Поздний завтрак в открытом кафе на Бундесалле
Чувства остыли, превратившись в глупый обычай.

Они, как дети, играют со временем в прятки
Отшумит фестиваль, цепью крадущихся титров
Он спросит: “Ну, как?”. Она сухо скажет: “Занятно!”
Вся их связь – старый театр на платц Марлен Дитрих.

Но, это после… Ещё есть мартини в бокале
Кино и родные глаза на красном балконе
А жизнь протекает между двумя Берлинале
В карандашных набросках с фильмов Антониони.


Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
один из самых любимых фильмов. Хотя, отчуждённость - характерная черта почти всего Антониони.

Но, именно здесь, он наиболее категоричен. Теплота, понимание, духовная близость, где-то там, за кадром, в другом кино или в другой реальности. Не важно где, важно, что не здесь. Тут только отстраннёность и самовнушение, с которым Джованни пытается убедить, в первую очередь, самого себя в том, что ещё любит Лидию, но безжалостный рассвет ставит всё на свои места.

Отличные стихи! :)

спасибо.
отличный пост.
любимый фильм.
у меня он не досмотрен и не допонят.
каждый раз смотрю заново с чёрно-белого листа.

Пожалуйста, рад помочь.

А разве спешить, читать, быть занятым своими мыслями и заботами не означает также и жить? Мне кажется, что дело в том, как это делать - с широко открытыми или с широко закрытыми глазами. Но это немного в сторону. Как по мне, тема отчуждения больше в "Затмении" представлена, хотя критики оба фильма в "трилогию отчуждения" включают вместе с "Приключением". В "Затмении" тема отчудждения вообще, в "Ночи" - скорее тема отчуждения между мужчиной и женщиной.

Неосознанно искать, найти и тут же потерять, разлюбить - это тоже значит - жить! Никто не говорит, что отчуждение с другой планеты, оно тоже часть жизни. И, кстати, критики, если на то пошло, выделяют пенталогию, добавляя туда ещё "Крик" и "Красную пустыню".
Если бы у "Ночи" был слоган, он звучал бы так - "Смотреть со стороны, но не трогать руками". Герои смотрят на жизнь других людей, даже близких, как бы, со стороны, не вмешиваясь. И приходят к тому, что им с друг другом скучно. "Ночь" - это отчуждение человека по отношению к другим людям.

а, кстати, да, что в "Ночи" (Лидия), что в "Затмении" (Виттория) четко есть этот взгляд "со стороны", как Вы написали, героини ходят и смотрят на жизнь других людей, останавливаются, разглядывают, но сами пребывают во внежизненной реальности, они как будто все время подходят к стеклу, за которым жизнь, и ударяются лбом о него

Причём, я считаю, что Лидии и так хорошо, ей не надо за стекло. Её устраивает смотреть со стороны, находится за кадром жизни.

Вы знаете, пожалуй, что так; ей уже туда не хочется

На самом деле, именно это и пугает. Не собственно отчуждение, в нём нет ничего отталкивающего, а показное безразличие, нежелание вмешаться, помочь.

(Deleted comment)
Оригинальное название можно, в официальной фильмографии такого нет. Но я догадываюсь, что Вы имеете ввиду фильм "Приключение" (L'avventura) 1960-го года.

Edited at 2012-04-16 08:05 pm (UTC)

  • 1