Великий фильм Микеланджело Антониони “Ночь” снова поднял для меня тему отчуждённости. “Певец некоммуникабельности” провёл линию связи в начало XXI-го века. Может просто мастер не был в таком уж отрыве от реальности, как это пытаются показать многие его биографы, а ненароком опередил своё время? Для гениев ситуация вполне обычная, если не сказать заурядная, хотя применим ли к ним данный критерий? Вопрос дискуссионный, да, и речь не об этом.
Дело вот в чём – Я смотрю по сторонам, вижу лица людей, куда-то спешащих, занятых своими мыслями, или праздно читающих. Неважно. Их глаза… Они смотрят внутрь, поглощены своими заботами. Они не видят мира вокруг, более того, он им не нужен. Это и есть та степень отчуждённости, когда ты идёшь в толпе глиняных статуй по дороге в никуда. Действительно, как мало нужно для счастья, просто открыть глаза и посмотреть вокруг, сделать шаг навстречу миру. И насколько бесконечно долог этот шаг. Многим не хватает целой жизни, чтобы его сделать.
Да, и что представляет собой эта жизнь? Обряд, превратившийся в привычку, подобно чувствам Джованни и Лидии с Валентиной в роли птицы счастья, которой неизбежно придётся упорхнуть, оставив их наедине с безжалостным рассветом и тяжестью признаний. И аллегорическое – “Я смотрю на жизнь, но не трогаю руками”, уже видится в совершенно ином, трагическом свете. Это квинтэссенция современной реальности. Кинжально-циничный лейтмотив, пронзающий агонизирующее общество стрелой отчуждения. На фоне этого душа предстаёт в роли Томмазо, она умирает, но готова бороться до последнего, сохраняя поистине клиническое чувство юмора под натиском, всепобеждающей обречённости. Но, чтобы что-то ей противопоставить, надо осознать всю степень опасности. А, как это сделать, если не открывать глаза? Пожалуй, что никак. И многим суждено навсегда замереть в рефлексии этого последнего, бесконечно долгого шага.
Открывайте глаза и смотрите вокруг. Даже, если вы там не найдёте ничего интересного, то хотя бы на время отсрочите телефонный звонок, в котором доктор сухим голосом сообщит вам о смерти вашей собственной души.
В завершение мой стих по мотивам:
Мужчина и женщина
Мужчина и женщина. Балкон. Сухой мартини
Недетское кино тихо плещется в бокале
Они слишком известны в фестивальном Берлине
Пара судеб – одна скупая запись в журнале.
Два мизантропа в плену у экранных реалий
Пара слов на ходу. Дела. Любовь по привычке
Поздний завтрак в открытом кафе на Бундесалле
Чувства остыли, превратившись в глупый обычай.
Они, как дети, играют со временем в прятки
Отшумит фестиваль, цепью крадущихся титров
Он спросит: “Ну, как?”. Она сухо скажет: “Занятно!”
Вся их связь – старый театр на платц Марлен Дитрих.
Но, это после… Ещё есть мартини в бокале
Кино и родные глаза на красном балконе
А жизнь протекает между двумя Берлинале
В карандашных набросках с фильмов Антониони.
Community Info