gaius_cornelius (gaius_cornelius) wrote in drugoe_kino,
gaius_cornelius
gaius_cornelius
drugoe_kino

Categories:

"Ночь" Микеланджело Антониони (1961)

Отчуждение

Великий фильм Микеланджело Антониони “Ночь” снова поднял для меня тему отчуждённости. “Певец некоммуникабельности” провёл линию связи в начало XXI-го века. Может просто мастер не был в таком уж отрыве от реальности, как это пытаются показать многие его биографы, а ненароком опередил своё время? Для гениев ситуация вполне обычная, если не сказать заурядная, хотя применим ли к ним данный критерий? Вопрос дискуссионный, да, и речь не об этом.
Дело вот в чём – Я смотрю по сторонам, вижу лица людей, куда-то спешащих, занятых своими мыслями, или праздно читающих. Неважно. Их глаза… Они смотрят внутрь, поглощены своими заботами. Они не видят мира вокруг, более того, он им не нужен. Это и есть та степень отчуждённости, когда ты идёшь в толпе глиняных статуй по дороге в никуда. Действительно, как мало нужно для счастья, просто открыть глаза и посмотреть вокруг, сделать шаг навстречу миру. И насколько бесконечно долог этот шаг. Многим не хватает целой жизни, чтобы его сделать.


Да, и что представляет собой эта жизнь? Обряд, превратившийся в привычку, подобно чувствам Джованни и Лидии с Валентиной в роли птицы счастья, которой неизбежно придётся упорхнуть, оставив их наедине с безжалостным рассветом и тяжестью признаний. И аллегорическое – “Я смотрю на жизнь, но не трогаю руками”, уже видится в совершенно ином, трагическом свете. Это квинтэссенция современной реальности. Кинжально-циничный лейтмотив, пронзающий агонизирующее общество стрелой отчуждения. На фоне этого душа предстаёт в роли Томмазо, она умирает, но готова бороться до последнего, сохраняя поистине клиническое чувство юмора под натиском, всепобеждающей обречённости. Но, чтобы что-то ей противопоставить, надо осознать всю степень опасности. А, как это сделать, если не открывать глаза? Пожалуй, что никак. И многим суждено навсегда замереть в рефлексии этого последнего, бесконечно долгого шага.
Открывайте глаза и смотрите вокруг. Даже, если вы там не найдёте ничего интересного, то хотя бы на время отсрочите телефонный звонок, в котором доктор сухим голосом сообщит вам о смерти вашей собственной души.

В завершение мой стих по мотивам:

Мужчина и женщина

Мужчина и женщина. Балкон. Сухой мартини
Недетское кино тихо плещется в бокале
Они слишком известны в фестивальном Берлине
Пара судеб – одна скупая запись в журнале.

Два мизантропа в плену у экранных реалий
Пара слов на ходу. Дела. Любовь по привычке
Поздний завтрак в открытом кафе на Бундесалле
Чувства остыли, превратившись в глупый обычай.

Они, как дети, играют со временем в прятки
Отшумит фестиваль, цепью крадущихся титров
Он спросит: “Ну, как?”. Она сухо скажет: “Занятно!”
Вся их связь – старый театр на платц Марлен Дитрих.

Но, это после… Ещё есть мартини в бокале
Кино и родные глаза на красном балконе
А жизнь протекает между двумя Берлинале
В карандашных набросках с фильмов Антониони.

Tags: 1961, Микеланджело Антониони, итальянское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments