?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Собака, шедшая по роялю. Часть первая.
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
В своё время фильм Владимира Грамматикова «Шла собака по роялю» миновал меня. Во-первых, я был не в восторге от его всесоюзного хита «Усатый нянь», во-вторых, не любил и не люблю вычурных, демонстративно «смешных» названий.
Но вот взялся пересматривать подростковое кино советского периода и решил заполнить лакуну в своих познаниях. И не пожалел. Очень, очень поучительное зрелище. Документ эпохи! Многое, о чём я думал, скаладывая мозаику собственных воспоминаний, дано здесь в неком компедиуме, впрочем, весьма тенденциозном.



Вот только не знаю, с чего начать – с того, что понравилось или того, что не понравилось. Хочется добиться позитивного впечатления в своём отчётике, а как его достичь?



Тут ведь как – ещё Гениан Зелёнов заметил, что в разговоре лучше всего запоминается последняя фраза. Но с другой стороны – кто же из читателей ЖЖ дочитывает пост до конца? Я уже имел удовольствие убедиться, что великое множество чтецов реагирует лишь на две первые фразы. В лучшем случае – на два первые абзаца, а я так кратко писать не способен, всё время растекаюсь мыслью по древу, обосновываю всякую чепуху.
Ладно, рискну... Начну с хорошего.
В общем, так. Фильм снят по повести Виктории Токаревой, одной из самых известных кичмейкеров Союза Советских Писателей. Режиссёром на нём Владимир Грамматиков, который, помимо всего прочего, в начале 80-х собирался снимать «Жук в муравейнике», замучил Стругацких требованиями переделки сценария, но в результате от проекта отказался. Разница между эти двумя авторами такова: Токарева в своём пристрастии к стандартизации текста искренна и не замечает, что оперирует штампами, а Грамматиков прекрасно понимает и принимает это обстоятельство, совершенно сознательно снимая своё кино как квинтэссенцию совкового кича. Он наваливает в фильм самые разноообразные штампы советской псевдомассовой культуры, усиливает кичевость до гротеска и, таким образом, оказывается уже на территории постмодернизма.



В «Шла собака по роялю» использован простой и относительно распространённый в советской культуре сюжет: школьница влюблена во взрослого мужчину, неудачно пытается объясниться с предметом своего обожания, но в результате разноообразных перепетий находит своё счастье со сверстником. Мы это видели много раз, на память приходит... ну, хотя бы «Рудольфио» Асановой по рассказу Распутина. Грамматиков, явно с пользой для себя читавший «Толкование сновидений» Фрейда, с размахом аранжирует эту историю, нагружая фабулу множеством эротических символов, благо повесть Токаревой даёт для этого возможности.



Всё действие происходит в деревне, на пленэре, под весёлым солнцем среднерусского лета, взрослый мужчина становится лётчиком, пилотом (а чтобы чуднее смотрелось, вместо банального «кукурузника» режиссёр сажает своего персонажа на вертолёт), падает в Сенькино болото, откуда героине приходится его извлекать, наличествует также эпизод с публичным раздеванием героини и, разумеется, демонстративное срезание волос. Конечно, такая концентрация эротики не смогла бы пройти фригидную советскую цензуру, и потому Грамматиков в своём эротическом экстазе подчёркнуто целомудрен. Например, актёр на роль пилота вертолёта подобран подчёркнуто юный, чтобы разница в возрасте между ним и героиней не бросалась в глаза, а когда отец (!) героини приказывает своим дочерям раздеться (сцена разворачивается на сеновале), они, сняв платья, оказываются в пристойном, вполне переносимом для советского зрителя, белье: старшая в полотняной сорочке, вполне заменяющей платье, а младшая и вовсе в трикотажных трусах и майке. Два самых дерзких с точки зрения эротики эпизода совсем коротки, однако сделаны с каллиграфической точностью. В первом эпизод е мы видим утренний силуэт девочки-героини напросвет, затем камера соскальзывает к её босым ногам на деревянном полу, девочка танцующей походкой идёт, на мгновенье скрывается за каким-то столбом и снова появляется в кадре уже в огромных резиновых сапогах до колена!



Блестящая киновиньетка сопровождается прекрасной музыкой Алексея Рыбникова. О втором эпизоде умолчу, он столь же двусмысленно игрив и изящен, но дополнительно нагружён отсылкой к культовому «Романсу о влюблённых».
Длинно получается? Ну ладно, о том, что в фильме дурного, вредного, расскажу в следующем посте. А пока пауза.

....Запостить вторую часть не получается - очередь-с, так что дописываю вторб часть прямо сюда.
Ну-с, теперь о том, что в «Шла собака по роялю» В.Грамматикова плохого (плохого – оговорюсь – на мой взгляд, ибо кое-кто может счесть перечисляемые мной пороки достоинствами).



Мне не нравится идеологическая основа фильма. Она типична для позднесоветского (брежневского, застойного) мировосприятия и звучит как «Всяк сверчок знай свой шесток». Мне, выходцу из пролетарской среды и убеждённому стороннику «социальных лифтов», конечно, такая позиция не близка. Кастовое общество, на мой взгляд – прямой путь к социальной катастрофе. А в 70-е годы книг и фильмов, явно и скрыто призывавших к изоляции социальных групп друг от друга, появлялось неимоверное количество, разбираемый фильм был отнюдь не одинок, просто он вёл пропаганду ксенофобии и социальной стагнации более искусно, не напрямую.



По сути, «Шла собака по роялю» оказывается развёрнутым комментарием к анекдоту:
«Наша постоянная радиослушательница, Кононыхина Раиса Дмитриевна из села Покровка, что на Вологодщине, просит нас передать вторую часть Седьмой симфонии Густава Малера. Дорогая Раиса Дмитриевна! Слушайте свой полонез Огинского и не вы..бывайтесь». Всё это, естественно, не декламируется, а даётся мягонько, гладко, чтобы к зрителю такое отношение проскочило по-возможности незаметно и без внутреннего сопротивления.



Делается это так: пилот, в которого влюблена деревенская простушка, интеллигент. Он играет на трубе, причём играет хорошо и очень крсивую музыку. Он «столичная штучка» и приехал в колхоз «опроститься», но в финале возвращается в свой естественный социальный круг. А то, что очаровательная девочка, героиня фильм – простушка, подчёркивается всячески. Её речь бедна и переполнена казёнными штампами. Городские платья, туфли и причёски из модных журналов идут ей, как корове седло, да и не умеет она их носить. Поёт она очень красиво, артистично и талантливо, но либо вокализ либо что-то дикое по смыслу. Песенка о том, что шла собака по роялю, пела непонятное, крышка рояля урарила собаку по голове и собака петь перестала... Это, понятное дело, та самая мораль, кою следует извлечь из фильма: не ходи, собака, по роялю, не пой непонятное, не для тебя, собака, рояли, лежи, собака, в конуре, грызи свои вонючие объедки, которые тебе хозяева кинут. Чтож, героиня фильма эту мораль усвоила. В начале фильма её деревенский кавалер на вопрос о смысле жизни отвечает «Про смысл пусть настройка думает, а мы базис, мы эту надстройку хлебом кормим» (при этом парень никого ничем не кормит, бездельничает, мотаясь на своём мотоцикле вокруг деревни в ожидании призыва в армию), а в финале уже сама героиня на вопрос интеллигентного лётчика отвечает в точности теми же словами. Собственно говоря, ничто не мешает героине объясниться с пилотом в первых же эпизодах фильма, а ему – ответить на её чувство и набить физиономию её хамоватому деревенскому сверстнику. Но тогда история вывернет в неприятное для авторов русло – выяснится, что интеллигент и простая деревенская девочка равны, а доказать-то они стремятся прямо противоположное. Вот и приходится разыгрывать водевильные кви-про-кво, падать в лужу и прятаться в курятнике.



Как и положено в грамотно выстроенном произведении искусства, идеология идёт не только через одну, пусть и центральную, героиню. Например, ту же тему попытки «перемены участи» разыгрывает её отец, учась в райцентре то ли в техникуме то ли в вечернем институте, судя по несчастному виду и куче шпаргалок, неуспешно. В конце концов он вместе со всем семейством едет в Варну представлять «народное творчество», что недвусмысленно сопоставляется с показанными по телевизору плясками африканских дикарей. Забавный гэг, кстати – лысенького профессора в галстуке-бабочке, собирающего в глубинке «народные таланты» для фестивался в Болгарии, зовут «Чиж». Вероятно, чтобы не назвать его «Соловейчик», ибо в момент выхода фильма факт существования евреев в СССР был «военной тайной».



Продолжать анализ можно долго, так как фильм сделан ладно, ловко, талантливо, умело, продуманно. Не случайна даже такая деталь, что, несмотря на пилота вертолёта в центре сюжета, нам единожды, лишь сразу после титров и до появления персонажей, показывают панораму сверху. Ведь деревня в фильме совершенно условна. Литературна. Выдумана специально под тезис. Это деревнская идиллия, увиденная глазами дачников, приехавших отдохнуть на пленэре. Председатель произносит «У меня одна она (мать героини) на сто коров!» после чего мы видим праздно шатающихся по деревенской улице тёток, которые должны всего лишь создавать оживляж в кадре. Так что если на эту деревню взглянуть сверху, - подмигивает понимающему зрителю Грамматиков, - пожалуй, окажется, что деревня не более чем декорация.



Эстетически фильм прекрасен. Идеологически – ядовит. Но... чтож поделаешь, эпоха была такая, подлая. А «Шла собака по роялю» - замечательный, достоверный документ эпохи. Его надо лишь правильно прочитать, документ этот.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Я дочитала до конца. Жаль вторую часть ждать надо. Фильм помню смутно. Осталось в памяти ощущение чего-то, да, деревенского, размашистого, но это из-за музыки, скорее всего. Пересматривать вряд ли стану, лучше Вас почитаю.

Увы мне, не получается запостить вторую часть - очередь в коммьюнити...
Так что ставлю вторую часть прямо сюда - дочитывайте!

"Я требую продолжения банкета!" (с). Всегда вас читаю, Александр. Вот типичный случай, когда ваше рецензия гораздо лучше самого фильма. Я его в детстве смотрел и, конечно, ни черта не понял, было просто скучно, любовь-морковь. Хотя был там чудный момент, когда за "народные песни" были выданы по аккомпанимент балалайки сначала ария князя Игоря (!) а потом "ой, Вань, гляди какие клоуны" Высоцкого. Если б весь фильм состоял из таких моментов, он бы улучшился раз в пять.

Увы мне, не получается запостить вторую часть - очередь в коммьюнити...
Так что ставлю вторую часть прямо сюда - дочитывайте!

в детстве был один из моих любимых фильмов, веселый)

Увы мне, не получается запостить вторую часть - очередь в коммьюнити...
Так что ставлю вторую часть прямо сюда - дочитывайте!

Читала, читала, и на последнем абзаце споткнулась: "Идеологически – ядовит" - о какой иделологии речь? О советской? Грамматиков - диссидент?!

по-моему, вопрос идеологии фильма довольно подробно разжеван в предыдущем абзаце...
Или основная Ваша подача была о "Грамматикове-диссиденте"?

Крайне интересно. Токареву читала в свое время запоем. Фильм смотрела раза два. Милое кино.

Жду Ваших новых разборов всем известных картин)

За некоторые разборы можно и по балде от почтеннейшей публики получить. Например, если аккуратно разобрать фильм Губенко "Подранки".

Спасибо! очень интересный разбор

>> выяснится, что интеллигент и простая деревенская девочка равны

а вы часом не социалист, извините?

Любила этот фильм в детстве, лётчик нравился очень ) Музыка, которую он играл, тоже очень нравилась.
Про идеологическую нагрузку никогда не задумывалась.

В хороших книгах и фильмах идеологическая нагрузка всегда скрыта глубоко за внешним. И потому действует.
А так-то нет ни одного произведения искусства без идеологической нагрузки. Вообще, ни одного.

Пересмотю. Интересно.

Пока мы дети-фильмы смотрим не задумываясь о какой-то там идеологии.Очень жаль,что моя память вспомнила только название фильма,без сюжета.Только проводя параллель между кино "тогда" и кино "сейчас" -предпочитаю пересмотреть старый фильм.Мои дети-подростки из фильмов моего детства смогли выдержать только "Любовь и голуби".А очень жаль,что они успели загадить свой мозг современной лабудой,не имеющим никакого отношения к искусству

"Пока мы дети-фильмы смотрим не задумываясь о какой-то там идеологии" - Ну ещё бы! Как только вы начинаете задумываться - вы начинаете сопротивляться. Идеология насилует вам мозги, пока вы не задумываесь. Поэтому промывка мозгов идёт в основном в детском возрасте.
"предпочитаю пересмотреть старый фильм" - Конечно, советское кино эстетически выше современного российского. Но это не единственное основание. То, что вы обработаны советским кино, вызывает у вас рефлекс благодарности узнавания. У меня тоже самое.
"смогли выдержать только "Любовь и голуби" - Угу. Только фильм Меньшова - откровенное гуано, снятое как раз на уровне современного российского кино.
"они успели загадить свой мозг" - Каждому времени - своя мерзость. Вашим детям - какие-нибудь "Мы из будущего", нам с вами - "Любовь и голуби". А очищаться от мерзости времени долго и утомительно. Большинство предпочитает воспринимать её, как данность.

Спасибо, приятная рецензия.

Отлично. Спасибо:) Окунулась снова в эту атмосферу
И вспомнила ещё кое-что. В 1986 г., когда я была студенткой 1 курса, увидела в магазине на Таганке артиста, который играл вертолётчика. Он стоял в "длинющей" очереди за спиртом Рояль. Помните такой? И вот с тех пор у меня вот такая ассоциация с фильмом))

Это грустно. На самом деле именно актёры подобного типа должны быть в нормально организованном кино нарасхват. Собственно, кино, хочет оно того или не хочет, задаёт антропологический стандарт нации. Если таким стандартом (эталоном) оказываются Охлобыстин, Бондарчук, Безруков и аналогичные дегенераты, то это - культурная и в перспективе антопологическая катастрофа.

Спасибо! Отличная рецензия!
Надо фильму пересмотреть, смотрела его давно.
Кадры красивые.

Да там так красиво, что вообще хочется каждый кадр в рамочку. И по ритму замечательно.