Фильм, подобный «андалузскому псу», как и все движение сюрреализма, могло зародиться только в христианской культуре с ее чрезмерным вниманием к внутреннему миру человека.
Эта картина сон. Создатели, Бунюэль и Дали, договорились не использовать ничего, что могло бы поддаваться хоть какому-то рациональному объяснению, еще на стадии написания сценария. Сказано – сделано. Картина не имеет ярко выраженной сюжетной линии и переполнена «образами». В этом ее суть. Немые сюжеты призваны вызывать эмоции, шокировать и не более того.
Сцена «с облаком» стоит перед сценой «с бритвой», определяя, таким образом, отношение природного явления к объекту. Микрокосмос природы, отражаясь в макрокосмосе человеческого сознания, смешивается с накопленным опытом и рождает новый, видоизмененный, образ, воспроизводимый при помощи механического действия.
Внешняя простота сцены, дана, в подчеркнуто иллюзионистском ключе, позволяя зрителю «видеть», подстегивая его воображение все новыми подробностями.
Изобретательность, проявленная при замене глаза человеческого глазом мертвого осла, позволяет творцу показать предельно натуралистичный момент.
Зритель, разделивший с художником акт причастия тайны, не замечает подмены, воспринимая чистый «образ», возводит его в ранг искусства.
Бунюэль подсовывает зрителю красивую, волнующую безделицу. Это напоминает старую историю, о людях на выставке ослов, удивленно смотрящих друг на друга, в попытке увидеть оных.Это экскурсия по чужому сознанию, поданная с заслуженной претензией на значимость, остается свежей, и по сей день. Связано это с тем, что космос внутреннего мира человека безграничен более чем вселенная.
Edited at 2012-03-27 04:43 pm (UTC)
Но я согласен, вывод - вступление, слишком категоричен. Спасибо.
"Стяжательство под видом религиозной риторики", это Вы про церковь так?
вообще, люблю старое кино. :)
оно ещё не испорчено продажностью,
оно художественно каждой тенью в кадре.
ужыс, как не люблю срезать.
это я не шибко подумавши.
извините.
тороплюсь ленту друзей просмотреть. :)
по-сути, мысль и сон - два пространства абсолютной свободы индивида.
а тут как раз про "Андалузского пса"
" После выхода фильма появилось множество толкований смысла картины. Вероятно, это немало позабавило создателей, хотя Бунюэль и Дали достаточно отчетливо заявили, что единственным правилом при написании сценария было отсутствие чего либо, поддающегося однозначному рациональному объяснению. Затем Бунюэль решил не остужать интерес публики и добавил, что единственный способ исследования смысла кинокартины — это психоанализ.
В результате в фильме «Андалузский пес» было найдено столько подтекста, что создатели, возможно, даже и не думали столько вкладывать в свою картину.
Но, как правило, зритель видит то, что хочет видеть, а не то, что вложил или не вложил в произведение автор.
И это прекрасно.