alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Перемена участи Киры Муратовой

...Кире Муратовой вернули диплом режиссёра и разрешили снимать фильмы, и все ждали, что она, талантливейший автор замечательных фильмов, запрещённых, положенных на полку, изувеченных вмешательством цензуры, выдаст что-то ярко обличительное, в духе как раз тогда разливавшейся по советским экранам квазисоциальной «чернухи». Каково же было изумление и горькое разочарование заинтересованных наблюдателей, когда Кира Георгиевна подала заявку на экранизацию третьестепенного криминального рассказа английского писателя Сомерсета Моэма «Записка».



У советских постановок английских криминальных романов, рассказов и пьес долгая устойчивая традиция. «Смерть под парусом», «Чисто английское убийство», «Опасный поворот» и так далее... Обличение буржуазного бездушия на фоне строгой прибалтийской природы и немногих сохранившихся вилл предреволюционного времени, отчаянное бегство от бесстильной советской реальности. И зрители и критики и киноведы привыкли к тому, что советские экранизации английских детективов суть что-то абстрактное и неживое, поэтому и на фильм Муратовой посмотрели через хорошо знакомую оптику, не поняв фильм совершенно.



На самом деле этот жестокий, смешной, пританцовывающий, издевательски корчащий рожи фильм, получивший название «Перемена участи» (ибо участь опальной Киры Муратовой переменилась непосредственно перед постановкой), говорит не о каких-то там абстрактных колониальных англичанах давно забытой эпохи, а о советско-российских интеллигентах конца ХХ века. Кира Муратова всего лишь забежала чуть вперёд по времени и лишила своих русскоговорящих современников узнаваемых советских атрибутов, уже в момент работы над фильмов уходящих в прошлое. Однако ментальность русских советских интеллигентов воспроизведена в точности и проанализирована без жалости. Снобизм, патологическая эгомания и ксенофобия – всё, что в девяностые годы потоком гноя хлынуло из прорвавшегося нарыва. О, и духовность, конечно! И графоманское пристрастие к записыванию в тетрадочку головокружительных красивостей (кстати, тут Кира Георгиевна себя не пощадила, использовав записи из своего собственного дневника студенческой юности), и доброта, "потому что добрым быть проще, чем злым".
Конечно, интеллигенты, нетерпеливо ждавшие нового фильма Киры Муратовой, не пожелали узнать себя в персонажах «Перемены участи». Даже умная Майя Туровская в международный сборник «Женщины-убийцы в кино» дала аналитические эссе, касающее исключительно психологических состояний главной героини, проигнорировав фильм, как целое.
Впрочем, Майю Туровскую можно понять, ибо рассказ подвергся примечательным трансфомациям. Центральный мотив «прозрения» мужа героини был отодвинут на переферию, да и сам этот положительный и скучный бизнесмен превратился в звонкоголосого чеховобородого дурака-читателя толстых литературых журналов. Его жена, персонаж в рассказе вполне служебный, напротив, вышла на авансцену. Её сыграла одна из самых странных актрис советского кино, Наталья Лебле, открытая Рустамом Хамдамовым в «Нечаянных радостях», отказавшаяся (в отличие от Елены Соловей) перейти по наследству к Никите Михалкову в «Рабу любви», строившуюся на руинах провалившегося хамдамовского шедевра, Наталья Лебле, сыгравшая одну из важных ролей в малоизвестном шедевре Киры Муратовой «Познавая белый свет», вышедшая замуж за советского то ли дипломата то ли шпиона, и уехавшая с мужем куда-то в Юго-Восточную Азию. Назад, в Россию, Наталья Лебле вернулась лишь для того, чтобы сняться у Киры Муратовой в «Перемене участи» и больше никогда не появляться на киноэкране.



Её лицо буквально на протяжении одного кадра становится то прекрасным то отвратительным, её жесты точны, а интонации пугающе музыкальны, их можно слушать просто поверх слов, которые здесь, как в большинстве фильмов Муратовой, служат в основном для сокрытия смысла.
Но мне не хотелось бы создать впечатление, что «Перемена участи» мрачный, тягостный фильм. О нет! Он лёгок и забавен, полон клоунадами, танцами, фокусами, он очаровательно забавен, при этом ничуть не теряя в своей беспросветности. Красивый, пестрый, вертящийся мир, показанный в фильме, мир задворок империи (ну, и российской империи, путинской, в том числе), это мир без трагедии, так как сочувствовать в нём решительно некому, а катарсис, без которого нет настоящего искусства, рождается при осознании того, что сохранять честность разума и ясность взгляда возможно в самых невыносимых обстоятельствах – ведь Кира Муратова смогла, значит, и мы сможем.
Tags: Кира Муратова
Subscribe

  • Зоология

    За решеткой зоопарка хищник безопасен. Но в клетке безопасный хищник перестаёт быть хищником. Он сможет стать хищником только на свободе.…

  • Кинематограф. "Открой глаза" на "Ванильное небо"

    Точно — не на один просмотр фильм! Почему фильм здесь у меня в единственном числе?.. А вот американцы любят успешные…

  • Недетское road movie

    Четыре фильма совсем не для детей О «Bad Santa» не будем, хотя конечно фильмец – самое оно по сабжу. К тому же обзор на этот…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Зоология

    За решеткой зоопарка хищник безопасен. Но в клетке безопасный хищник перестаёт быть хищником. Он сможет стать хищником только на свободе.…

  • Кинематограф. "Открой глаза" на "Ванильное небо"

    Точно — не на один просмотр фильм! Почему фильм здесь у меня в единственном числе?.. А вот американцы любят успешные…

  • Недетское road movie

    Четыре фильма совсем не для детей О «Bad Santa» не будем, хотя конечно фильмец – самое оно по сабжу. К тому же обзор на этот…