desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Марта, Марси, Мэй, Марлен» / Martha Marcy May Marlene (Шон Дуркин, 2011)

название рецензии: БЕЗРАЗЛИЧИЕ
(скачать можно здесь: http://www.fast-torrent.ru/film/marta-marsi-mej-marlen.html)



Сон чувств рождает чудовищ.

С чувствами ясно: недостаток любви в одной семье, смертельный избыток в другой. С чудовищами сложнее. В «Марта, Марси, Мэй, Марлен» они есть, но роль их остается непонятной. Впрочем, сам фильм – полнометражный дебют Шона Дуркина – это довольно странный гомункулус, составленный из двух, в конечном счете так и не смешавшихся жанровых фракций.

Марта (Элизабет Олсен) сбегает из секты, руководимой неким Патриком (Джон Хоукс), к своей старшей сестре Люси (Сара Полсон), с которой не общалась более 2 лет. Соврав (жила в Нью-Йорке, поссорилась с бойфрендом), пытается начать новую жизнь. На мирное воссоединение, впрочем, это мало похоже. Люси имеет свою налаженную жизнь, ее муж Тед (Хью Дэнси) реагирует на молчаливую, издерганную Марту с нарастающим раздражением.

Марта зависла между двумя семьями: тоталитарной общиной Патрика, где любовь имеет смертельный избыток, и Люси, где любви недостает. У Патрика могут убить ради доказательства преданности, Люси ждет ребенка, но Марта убеждена, что сестра не будет хорошей матерью. История не о паранойе, не о тоталитарных культах (тема востребованная в сегодняшнем американском кино), а о выборе.

Молчание Марты – это молчание фотографии на стене («Она – фотография на стене» - поет Патрик, Люси все время фотографирует сестру, но результат не попадает на экран) – фотографии, сделанной ради баловства. Она мечется в нарастающей паранойе и в непреодолимом отчуждении, которое чередуется с обильными флэшбеками из недавного сектантского прошлого. Отчуждение – главное чудовище экзистенциализма. Однако оно остается такой же картинкой, бездейственной абстрактной категорией, заглушенной рядовым семейным скандалом.

Проблема в полном отделении того, что происходит с Мартой у Патрика и у Люси. Внутренний разлом Марты Дуркин пытается показывать через атмосферные различия, но в итоге получает конфликт жанров – банального триллера и не менее банальной психологической драмы, при том, что финал дает именно с претензией на экзистенциальность.

Бытование в секте описывается с внешней стороны, как цепь событий, начиная с того, что Марта «должна быть частью происходящего», как говорит Патрик, заканчивая ее преследованием после побега. Жизнь у Люси – сцепление нюансов, разработка мотиваций, чеховская тягостность пауз и короткие вспышки ссор.

Разница также – и не более - подчеркивается звуковым оформлением. Воспоминания о секте сопровождает мрачный, пульсирующий, тягучий эмбиент, сцены у Люси вообще лишены музыки, часто бессловесны. У Патрика действие спрессовано, насыщено жестами, многозначными фразами, общими планами. При этом два пространства – загородные дома Люси и Патрика - почти сливаются в одно.

Люси – аккуратистка, Тед – столь же упорядоченный карьерист, Марта – бунтарка, Патрик – харизматичный лидер, который в определенной мере сам верит в свою миссию. Но все это – лишь наброски характеров, полноценными характерами не становящиеся. Фотографии есть фотографии.

Итоговый выбор Марты выглядит несущественным, и даже его внезапность, намеренно приглушенная, не вызывает отзвучий в завершившейся истории. Актриса старательно отыгрывает внешние ситуации и никоим образом не передает внутренние, потому – так ли уж важно, в чью машину Марта сядет после всех треволнений.

Нет движения характеров, нет разработки побуждений, оттого кажется, что Марте равно плохо и у Патрика, и у Люси, но добро и зло, любовь и отвращение съедены энтропией, пропитывающей фильм с первых же кадров. Главное противоречие фильма – жанровое. Драму выбора Дуркин подменил игрой с жанром. Потому единственным четко обрисованным словом на поверхности этой однообразной истории остается безразличие. Очевидно, совсем не тот результат, который мог бы быть.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments