Даниил Полулях (dan_gross) wrote in drugoe_kino,
Даниил Полулях
dan_gross
drugoe_kino

Category:

Энциклопедия современных фетишей: рецензия на фильм Зака Снайдера «Запрещенный прием» (2011)

Когда я по рекомендации посмотрел фильм известного режиссера З. Снайдера «Запрещенный прием», я подумал, что трудно найти более низкопробный и примитивный фильм, чем этот. Как оказалось впоследствии, я был неправ, хотя это и не отдалило меня от истинного замысла  фильма.

Примитивный сюжет, банальные диалоги, ужасная игра актеров, шаблоны и штампы. Так до конца жизни этот фильм и остался бы для меня эталоном безвкусицы и претенциозности, золотым стандартом падения американского кинематографа, если бы я не наткнулся на рецензию пользователя Azmoday.

Признаю свое интеллектуальное поражение перед ним и перед режиссером Снайдером. То же самое следовало бы сделать и «95-99%» зрителей, которые ничего кроме бессмысленного экшена и спецэффектов не увидели, в том числе и уважаемым критикам.


Запрещенные приемы нашего общества

Первый вопрос этим людям: вас не смутило, что после просмотра совершенно не проясняется название фильма – «Запрещенный прием»?

А ведь это ключ ко всему смыслу фильма. Azmoday поясняет нам что такое «запрещенный прием». «В боксе примером запрещённого приёма является «клинч», в микс-файте это «удары в пах или трахею, нанесение удара по затылку». Это приём, проведя который боец может получить значительное преимущество над противником, но который при этом является неэтичным и идёт вразрез с принятыми правилами боя».

За пределами боевой сферы запрещенным приемом может быть оскорбление родителей другого в споре. «Запрещённый приём есть в рекламе: всем рекламщикам известно, что показ 3-х вещей значительно увеличивают эффективность ролика: милых «няшных» животных, красивых женских тел и младенцев/детей. Чтобы не заполонить телевизор одинаковыми роликами грудничков играющих с пушистыми котятами на руках у шикарной женщины (и не убить в итоге весь рынок рекламы) креативщики стараются избегать этих образов».

«Запрещённый приём в юморе: сортирные шутки, чёрный юмор, шутки про наркоманов и шутки с использованием мата. Резиденты камеди-клаба, забив на правила, использовали этот ЗП и получили значительное преимущество над КВН-ом и др. юмористическими программами».

Во всех сферах есть свои запрещенные приемы. Кино здесь не исключение. С середины XX века стало понятно, что для того, чтобы «срубить бабло» не обязательно создавать шедевры, достаточно построить фильм целиком на какой-нибудь популярной теме. В 60-е гг. стало выгодно штамповать ленты в стиле «готические ужасы», фильмы про хиппи и байкеров, в 70-е в моду вошли хорроры про каннибалов и гонконгские фильмы о боевых искусствах, 80-е – это военные боевики, постапокалипика, «чужие». И во все времена – секс и насилие. Все это объединяется понятием эксплуатационное кино.

Итак, запрещенный прием – «это осознанное действие, при котором атакующий специально метит в незащищённые и чрезвычайно болевые области в теле противника. При этом есть негласное (или гласное) соглашение не атаковать в эти зоны».

Причем здесь фильм Зака Снайдера? Смотревшие фильм могут начать догадываться. Остальным же постер в помощь. И дальнейшие рассуждения.

Фетиш фантастики

Пользоваться запрещенными приемами – это всегда низко и подло. Победу таким способом одержать проще всего. Режиссеру привлекать зрителя фетишами вместо того, чтобы сосредоточиться на идее и оригинальном сюжете – это то же самое, что девушке привлекать мужчину укороченной юбкой и углубленным декольте вместо развитого интеллекта. Фетишизм – это то, что привлекает в форме, а не в содержании; в своей роли, местоположении, а не в сущности.

Фантастика/фентези – благодатная почва для запрещенных приемов, кинематографической эксплуатации современных и вневременных фетишей. Можно даже заключить, что весь таймпанк (киберпанк, стимпанк) – это поклонение фетишам. Выдуманные миры мы выводим из своих желаний, и именно поэтому так просто рассказывать о роботах, эльфах, мечах и магии, ковбоях, ниндзя и войнушках.

Но так многие делают. В чем же уникальность Зака Снайдера? По аналогии с гипотетическим гробовщиком рекламы, эксплуатирующим все известные «няшные» темы, Снайдер проявляет себя как гробовщик голливудского кино, объединяя в одной компании роботов, «летающих самураев», зомби, орков, футуристическое оружие и технику, «нимфеточных девушек в миниюбках и чулках» и цепляющие культовые мелодии в качестве саундтрека. Все это раскладывается режиссером в коммерческую сюжетоформу, посыпается блестками дорогих спецэффектов, окучивается высокотехничными поединками, а сцены наполняются типичными, доказавшими свою эффективность диалогами. Добавляется полюбившаяся всем вселенная дизельпанка, sci-fi пейзаж, фэнтези-декорации в стиле «Властелина колец»; героини наделяются фетиш-образами («школьница», «девушка в форме», «медсестра») и отправляются в путешествие по сюжету в фетиш-стиле «girls with guns».

Что же получается, если посмотреть на фильм с этих позиций? Это уже не скучный боевичок с предсказуемым сюжетом, а благородная рефлексия, презрительный стеб над голливудом и эстетское оригинальничание без стремления понравиться массам.

Это не очередной тупой блокбастер, а отражение безыдейности современного коммерческого кинематографа, который топчется на одном месте, окруженный со всех сторон спецэффектами, компьютерной графикой, 3D, сиквелами, приквелами, комиксами и всем знакомыми сюжетами.

Это то, куда все катится, а поэтому то раздражение, с которым зрители покидали зал, на самом деле является демонстрацией пресыщенности современных людей голливудским высокобюджетным «пойлом», выжимающим последние соки из полюбившихся тем.

Таким образом, как и любая пародия, фильм Снайдера выдвигает конечный вопрос: А что дальше, после того, как это все надоест?

Во главе угла – качество

Но если позиция Azmoday на этом заканчивается, то моя связана с одним, но критическим важным «но», которое кардинально меняет восприятие фильма. А именно: если вы не видели фильм, вы не сможете оценить всю ущербность реализации названных идеи.

Смеешься над эксплуатацией «болевых точек» зрителя – так эксплуатируй тоже, выкрути ручки до максимума. Почему по сюжету основное действие происходит в борделе, но в фильме скука смертная, словно мы в монастыре. Даже легендарный эротический танец Куколки остается за кадром.

Героини такие пресные и скованные, что если бы я не обратился ко всезнающей википедии, я бы так и не узнал, что должен был испытывать по отношению к ним что-то помимо жалости.

Я вообще не узнаю Снайдера. Где трэш? где автор Спартанцев и Хранителей? Почему нельзя было более подробно остановиться на боевой составляющей, почему не подчеркнули их фетиш-образы? Даже после просмотра расширенной версии создается ощущение, что эти детали просто упущены. Из сценария они так и не перекочевали в фильм.

Хочется возвратиться в прошлое и вытолкнуть Снайдера из его режиссерского кресла, схватить мегафон и начать раздавать съемочной группе совершенно другие команды. Потому что реальный режиссер не захотел обращать внимания на детали, на которых должен держаться его фильм (если уж не на сюжете). В итоге фильм получился занудным и фальшивым.

Снайдеру не хватило профессионального чутья, которым обладают режиссеры, специализирующиеся на одном направлении эксплуатации. Снайдер решил одним махом охватить все, но качественно сделать это ему не удалось. Он решил взять количеством, а не качеством. Но чего стоят эти многочисленные разрозненные крупицы усилий, если они в своей тусклости не воспринимаются как что-то важное для фильма?

Возможно, без этих просчетов фильм был бы встречен гораздо лучше, а уразумевших смысл ленты было бы на порядок больше.

Итог:

Достоинства: Снайдера всегда отличало умелое использование спецэффектов. Этот фильм не исключение. Ну и, конечно же, сама идея заслуживает положительной оценки.

Недостатки: не удалось создать ощущение передозировки «запрещенных приемов». В этом смысле лозунг Шизополиса («в том, что вы ничего не поняли виноваты не мы, а вы сами») будет здесь неуместен. Да и вообще, создать заведомо самый банальный фильм – заслуга небольшая. И ума для этого много не надо. Это не создание новых идей, не восхождение в гору, а спуск по наклонной, движение по течению. Как и любая пародия.


Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments