Иван Гобзев (gobzev) wrote in drugoe_kino,
Иван Гобзев
gobzev
drugoe_kino

Categories:

Фауст

Всем уже известно, что «Фауст» Сокурова – шедевр, хотя почти никто его ещё не видел. И многие, скорее всего, никогда не увидят. Наверно потому, что это зрелище не для многих. «О, да! – скажут сейчас некоторые, – в самом деле, это кино для избранных, для рыцарей духа, интеллектуальной элиты и тонких ценителей!» Не знаю, может быть, но есть в этом некоторые сомнения. И вот почему. В первый раз, когда я пришел на «Фауста» – его отменили, потому что не пришел никто, кроме меня. Вернее, пришел никто и я. Я тогда подумал с гордостью, вот так – я один, можно сказать избранный, я и никто, только он, этот «никто» составил мне компанию. Но во второй раз, когда я все-таки решил посмотреть этот фильм, я оказался в компании ровесниц Гете. То есть по какой-то мистической причине в зале были только бабушки и я.
Правда, пришли ещё пара молодых людей, но они тоже выглядели как-то странно, как будто века отпечатались на их лицах. В общем, они выглядели тоже как старики – но внутренние старики. Я сразу запаниковал. Мне показалось, что я попал в музей и при этом один из экспонатов – это я. «Почему я оказался в этой компании? – думал я в расстроенных чувствах, – что общего между мной и ними? Неужели и я превратился в такого вот внутреннего старика? Лучше бы вместо них пришел «никто!»»
А надо сказать, что происходящее в фильме странно контрастировало с нашей аудиторией и в то же время звучало ей в унисон. После вступительных красивых кадров сказочного толка на экране внезапно возник половой орган мужчины-мертвеца. Как будто Сокуров, вслед за Триером в «Антихристе», с высоты своего режиссерского Олимпа заявляет зрителю: «А не пошли бы вы все на х..!?» Конечно, такой интересный пролог настраивает на определенный лад и ожидание очередных провокаций. Однако далее следуют вполне привычные терзания и сомнения Фауста, его знакомство с чертом и продажа души ради секса. Авторское специфическое видение этого вечного сюжета выражается в художественных приемах, которыми он подчеркивает особо важные с его точки зрения нюансы – в тяжеловесных метафорах с толкучкой в узких проходах и диагональными искажениями кадра. Подобные режиссерские ходы и составляют основу фильма, но чтобы расшифровать и понять их, необходимо подобрать код к киноязыку автора. Сделать это сложно, но в принципе можно. Можно, но не хочется – потому что скучно. А скучно – потому что разгадка слишком банальна.
Терри Гиллиам в «Воображариуме доктора Парнаса» рассказывает историю, отчасти близкую к истории «Фауста». И в «Воображариуме» ситуация с языком похожая – есть много кодов, которые требуют расшифровки, которые можно интерпретировать по-разному и которые оставляют вопросы. Но разница в том, что вопросы Гиллиама порождают непонимание-удивление. Вопросы же Сокурова – непонимание-утомление.

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments