Небо над Берлином / Der Himmel über Berlin, 1987
Вы! Вы, кого мы так любим: вы не видите нас, вы не слышите нас, вы считаете, что мы от вас так далеко, а ведь мы так близко!
Ради чего можно пожертвовать бессмертием? Вим Вендерс знал ответ на этот вопрос, и снял свой лучший фильм-притчу «Небо над Берлином».
Два ангела Дамиэль и Кассиэль живут в Берлине. Невидимые для людей, они между тем читают их мысли, записывая наиболее интересные, чтобы потом пересказать их друг другу, наблюдают за их жизнями, иногда подсказывая и помогая, ведут философские беседы в своем обреченном на вечность черно-белом мире. Но о чем бы они говорили друг с другом, если бы не было того, другого измерения, где любая вещь имеет цвет, к которой можно прикоснуться и ощутить ее тепло или холод. Мира, где живет Марион, где бродят падшие ангелы, отказавшиеся от бессмертия, ради.... ради чего?
Я не вижу тебя, но знаю, что ты здесь. Чувствую. С самого приезда я ощущаю, что ты болтаешься где-то поблизости. Хотел бы я увидеть твоё лицо, заглянуть тебе в глаза, сказать тебе, что здесь хорошо. Хорошо просто к чему-то прикоснуться. Вот – прохладно, приятно...
Покурить, выпить кофе. А сделать это одновременно – просто фантастика.
Ангелы видят этот мир черно-белым, и этот мир по умолчанию чище и возвышеннее того, цветного, которым он станет после падения Дэмиэля. Или, может быть, взлета? Мир, лишенный чувств и страданий — может ли он быть совершенным? И кто может привести неопровержимые аргументы о природе совершенства? Вечность, знание, чистота против недолговечности, слабостей и страстей. Замшелые камни покинутых городов, километры рукописей, большая часть которых так и останется достоянием библиотек и хранилищ древностей, бесполезно прожитые в уединении и молитвах тысячи жизней. Против невыносимо короткого расцвета жизни, неведения или отрицания того факта, что любое происходящее событие можно подчинить какой-либо теории или закону, разрывающих душу страданий и упоительных моментов счастья. Что более совершенно и что в итоге склоняет одну из чаш весов?
Я часто задаю себе вопрос «хочу ли я жить вечно?» Наверное, такой же вопрос хотя бы раз в жизни задавал себе каждый. Жить вечно - значит видеть расцвет и падение империй, впитывать многовековую мудрость и знать ответы на все вопросы. И одновременно с этим отказаться от чувств и красок несовершенного бытия. Разделить короткую земную жизнь с любимым человеком или прожить все эпохи мира в одиночестве.
Не знаю, существует ли судьба. Но я знаю, что существует возможность принять решение.
За что люблю этот фильм (если вообще можно применить выражение «за что»), перефразирую - «на чем заострять внимание»:
Визуальный ряд. Черно-белый Берлин, такой, каким его уже никому не увидеть. Через пару десятилетий после выхода фильма, я бродила по Берлину, пытаясь уловить атмосферу, ища обрывки-кадры-символы. Не нашла. Остались только попавшие в кадр достопримечательности.
Сцена в библиотеке. Ну это надо просто смотреть. Без комментариев.
Контраст отстраненности и проникновенности в ходе изменения сюжетной линии. От холодного к теплому, от черно-белого к цветному. Причем контраст ощущается кончиками пальцев, до дрожи....
Работа сценариста (изумительные монологи Петера Хандке).
Когда ребёнок был ребёнком, он однажды проснулся в чужой постели, а теперь это происходит с ним постоянно.
… тогда многие люди казались ему красивыми, а теперь лишь некоторые.
… он имел ясное представление о рае, а теперь он о нём лишь догадывается.
… тогда он не думал о небытие, а теперь трепещет перед ним
Community Info