(фильм-номинант на последний «Оскар» в категории документального полного метра, скачать можно здесь http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3917162, http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3836832 посмотреть здесь: http://vk.com/search?c%5Bq%5D=%D0%B2%20%D0%B0%D0%B4%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE&c%5Bsection%5D=video&c%5Bsort%5D=2&z=video-28773139_162187319)
«В ад и обратно» - обычная военная история. Парень стремился в армию, хотел на войну, попал на фронт, воевал, был тяжело ранен, комиссован, вернулся домой.
Фотограф и оператор Данфунг Деннис с 2006 года освещает войны в Ираке и Афганистане. Его снимки публиковались в Newsweek, TIME, The New York Times, The Washington Post, The Guardian, Rolling Stone и The Wall Street Journal. В 2009 году Деннис с ротой морской пехоты США «Эхо» отправился на юг Афганистана, в район активности Талибана. Поначалу он просто следовал за событиями, работал как репортер. Постепенно его внимание привлек 25-летний сержант Нейтен Харрис (2 батальон, 8 полк морской пехоты) – безусловный лидер, один из самых отчаянных и харизматичных младших командиров. Далее Деннис следовал уже за ним, в том числе после отправки Харриса домой, в Джексонвилль, Южная Каролина.
В сюжете «В ад и обратно» - две линии, фронтовая и приватная, Харрис на войне и Харрис дома. Первая развивается предсказуемо: вылет на вертолетах, прибытие на место, инструктаж, занятие позиций, первые атаки, раненые и убитые, опять стрельба: дурная повторяемость бойни.
Сцены в Джексонвилле подчинены нарастающей паранойе Харриса. Сержант продолжает биться с невидимыми врагами: он ушел с войны, но война не ушла из него. Он настолько рвется назад, что хранит пистолеты на прикроватной тумбочке и между подушками дивана, рассказывает всем о своем ранении – пуля снайпера разворотила ему ногу изнутри, вместо кости теперь стальная спица - как о боевой награде. Страдает он не только от боли: бездействие, зависимость от жены Эшли и от врачей убивают его.
Деннис мастерски использует флэшбеки. Искусственную лихорадку городской иллюминации перекрывает азиатский полдень, фонограмма боя прорывается сквозь звуки мирного времени, грань между Джексонвиллем и Афганистаном истончается до незаметности. Для Харриса его прошлое обращено в мучительное здесь и сейчас.
Во фронтовых сценах противник как таковой не показан, не персонифицирован даже намеком. Перестрелки вспыхивают вдруг, не видно даже направления, откуда стреляют; углы, руины, заросли – Талибан просто растворен в небогатом предгорном пейзаже, как Вьетконг в джунглях за 40 лет до того. Чувство дезориентации в некоторых эпизодах почти полное: взрыв мины, чей-то крик, облако рыжей пыли, в котором призраком пробегает матерящийся морпех. Рывки камеры Денниса передают хаос боя настолько, насколько это возможно, но никакого натурализма: ни мертвых тел, ни ран крупным планом, - общее смятение, кого-то несут в импровизированных носилках, титр сообщает об очередной потере.
Война – это вещи не на своих местах. Очень характерный эпизод: дехканин пришел в свой дом, а из мешков с зерном сложен бруствер, весь урожай ушел на укрепление огневой точки. Деревня оказывается прямо на передовой, по сути, в заложниках у противоборствующих сторон. «Эхо» патрулирует пустые дома, пользуется ими по своему усмотрению. Жители опасливо появляются ближе к середине фильма. Разговоры военных с местными ни к чему не приводят: они не слышат друг друга, интересы у них взаимоисключающие - крестьяне хотят, чтобы американцы ушли, американцы требуют сотрудничества и понимания, обещая взамен гипотетические компенсации за ущерб.
На передовой Харрис всегда уверен в себе по контрасту со многими сослуживцами. Дома совершенно преображается - утративший чувство реальности, он цепляется за любимые игрушки, за узнаваемые вещи, не расставаясь со своими пистолетами и обучая жену обращаться с оружием. Харрис тот, кто он есть, и это страшно: по его собственным словам, он хочет убивать; настоящий вояка, он все еще надеется вернуться на искалечившую его войну. Измученная Эшли твердит, что не узнает его.
Деннис никого не обвиняет и не оценивает, не пытается усложнить героя и не грешит объективизмом: он сочувствует всем в равной степени. Потому кульминацией становится поминальный вечер по погибшим из «Эха». Капеллан вновь и вновь пытается начать речь: голос пресекается, душат слезы. Все молча проходят вдоль ряда фотографий. Харрису повезло, отделался инвалидным креслом.
В финале Деннис самоустраняется – монтирует монолог сержанта со съемками с камеры на его каске именно в тот момент, когда он получил ранение. «Дыши» - приказывает себе Харрис, лежа в постели рядом с Эшли и с растерзанной ногой в пестрой афганской траве, под чужим бирюзовым небом, - «дыши».
И он дышит.
Дмитрий Десятерик
.
Community Info