Elena (germina_) wrote in drugoe_kino,
Elena
germina_
drugoe_kino

Category:

Mrtvá trať (Мертвая колея) чешского режиссера Шимона Шпидла


Вчера впервые добралась до киноклуба, который организовывает общество русская традиция в Праге. Смотрели фильм молодого чешского режиссера Шимона Шпидла Mrtvá trať (Мертвая колея). Шимон Шпидла закончил пражскую киноакадемию FAMU(монтаж) и киношколу в Злине (оператор). После фильма можно было задавать вопросы - режиссер присутствовал при показе.
Но сначала о фильме.

Помогал представлять фильм русской публике - друг Шимона Шпидлы - Штепан Черноушек, и, как я поняла еще его главный идейный наставник. Штепан Черноушек такой же молодой человек, как и собственно режиссер, предложивший другу - Шимону тему фильма о железной дороге в Сибири, которая интересовала его, по его же признанию, так же сильно, как и история России. Было удивительно и необычно видеть молодого чеха в нынешнее время, который более 3-х лет изучает данный вопрос и еще организовывает экспедиции в Сибирь, в частности, помог организовать маршрут своему другу-режиссеру. Во время съемок фильма съемочной группой были найдены контакты бывших участников процесса - Гулага и были получены комментарии от научных сотрудников мемориалов-музеев тех мест. К сожалению, в фильме не фигурировало интервью бывшего надзирателя Гулага, которого удалось найти участникам съемочной группы. Однако проделанная работа вызывает уважение.
О самом фильме.
По признанию Шимона Шпидлы, в фильме не хотелось делать упор на числа и статистику. Хотелось показать временной отрывок из той жизни глазами людей, которые были рабами дороги. Но по порядку. Фильм поделен на несколько блоков - этапов, которые, очевидно были пережиты и самими участники съемочной группы в работе над фильмом. Возникновение идеи строительства дорог, власть, цвет эпохи, люди и знаковые моменты были показаны, в том числе, из картинок-иллюстраций того времени, чередующихся с картинами нынешними. Ожившая карта с бегущим карандашом, помогает зрителю очертить место действия, ориентироваться на местности и увидеть границы. За кадром звучат голоса, которые рассказывают об истории трагедии с некоторыми подробностями. Рассказ людей, спрятавшихся за кадром, помог дать более целостное представление об этом историческом феномене. Но кто были эти люди, тембру голоса которого зритель должен был поверить беспрекословно, можно было, к сожалению, узнать только в случае своей крайней любознательности и вниманию к итоговым титрам фильма. Но вернемся к фильму, точнее, его структуре. Фильм состоит из блоков, которые представляют собой небольшие истории-эссе. Каждая история имеет свое меткое и емкое название. Кто такой "Доходяга"? Или что такое "Хана"? Эти небольшие истории связывают весь фильм, давая эмоциональную окраску. С моей точки зрения, это находка режиссера-исследователя украшает фильм и дает ему необходимую правдивость. Параллельно с закадровым рассказом, наглядной картой, раскрытием новых понятий, которые стали детищами эпохи, зритель продолжает идти за участниками съемочной группы и видеть нынешние картины Сибири, которые окружают участников экспедиции. Это пейзажи с непроходимыми лесами и большим количеством воды. Много статичных пейзажей, кадры которых сменяются очень медленно. Полное ощущение бесконечности Сибири и абсолютной непригодности для жизни людей. Режиссер не постеснялся показать самих участников экспедиции в фильме. В фильме они боролись со сложными природными условиями - с непроходимым лесом, пройти через который можно было только с ножом, срезая лишние ветки, мешающие идти вперед или с комарами, количество которых оказалось критическим для обычного европейца. Самые запоминающиеся для меня кадры из фильма - это запрятанные в листву, и в некоторых местах надрывно торчащие, поржавевшие шпалы. Эти шпалы стали предметом гибели тысяч людей. Нет, конечно, шпалы, тут ни причем. Шпалы только стали участниками короткой жизни тех многих несчастных, что до них дотрагивались. И эти торчащие, лопнувшие местами остатки шпал, напоминают мне торчащие руки, обращенные вверх и просящие пощады. В фильме еще фигурируют люди, которые, как оказалось (режиссер ответил на вопрос, откуда они), были случайными попутчиками участников съемочной группы. Вглядываясь в лица этих людей - попутчиков, было сложно понять из какого они времени. Они просто были в фильме. Сибирь оказалась родным домом тех людей. В кадре они не делали ничего сверхъестественного. Они стояли в очереди к кораблю. Или ходили по палубе. Словом жили в своих привычных условиях, в отличие от съемочной группы. Лишние ли они были в контексте фильма о дороге смерти? Думаю, что с философской точки зрения - не лишними. Но, кажется, режиссер не думал об этом. И эти люди остались в фильме странными проходящими тенями без прошлого и будущего. Вне времени.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments