При часто обоснованной критике того, как определяются победители премии Американской киноакадемии, справедливым будет отметить, что в каждом новом состязании номинантов «Оскара» так или иначе прослеживается свой сюжет, особая интрига, которая впоследствии влияет на всю киноиндустрию.
Главной – пожалуй, даже сенсационной – особенностью нынешнего «Оскара» было то, что впервые на первенство в конкурсе претендовала не просто европейская, а французская (если быть точным, франко-бельгийская) картина. С того момента, как братья Люмьер провели первый киносеанс, Франция и Америка – пожалуй, наиболее принципиальные оппоненты в том, что касается кинематографа. В то же время шансы любой ленты, снятой вне англоязычного мира, на получение статуэтки за лучший фильм стремились к нулевым. Но «Артист» Мишеля Хазанавичуса был выдвинут на премию в 10 категориях, в том числе «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшее исполнение главной мужской роли», «лучшая женская роль второго плана», «лучший оригинальный сценарий». Снятый французами в Лос-Анджелесе, он получился в определенном смысле более американским, чем многие американские фильмы, и в то же время предельно французским в полноте стилизации и в ощущении истории кино; по сути, весь «Артист» – изысканное цитирование разных стилей и знаковых произведений, изобретательно организованное вокруг легкого до ажурности сюжета. Киноакадемики присудили пять премий: за лучший фильм, лучшую режиссуру (Мишель Хазанавичус), лучшему актеру (Жан Дюжарден), за лучший оригинальный саундтрек (Людовик Бурсе) и лучший дизайн костюмов (Марк Бриджес).
Голливуд предложил малоубедительную альтернативу - «Хранителя времени» (Hugo) и «Боевого коня» – далеко не самые удачные работы Мартина Скорсезе и Стивена Спилберга соответственно, снятые явно для детской аудитории, но при этом выдвинутые сразу в 11 и в 6 категориях.
В качестве компенсации Киноакадемия дала «Хранителю времени» те же 5 премий, правда, в технических номинациях: операторская работа, звук и монтаж звука, лучшие спецэффекты и художественное оформление.
Желанием не обидеть своих можно объяснить также и первенство «Непобежденных» Дэниэла Линдсэя и Т. Дж. Мартина в состязании документальных полных метров: это не просто американский, а очень американский фильм о провинциальной команде американского футбола, поднявшейся к вершинам славы – очередная версия излюбленной в Новом Свете сказки о чистильщике сапог, ставшим миллионером.
Хотя, если исходить из сугубо художественных критериев, явным лидером документальной номинации являлась «Пина» немецкого классика Вима Вендерса – выполненное в 3D поэтическое посвящение легендарному хореографу и танцовщице Пине Бауш. Неигровое кино в Киноакадемии по умолчанию приравнивают к публицистике, к социальному репортажу; остальные фильмы категории так или иначе посвящены актуальным темам, и подчеркнуто эстетичная «Пина» из этого ряда явно выпадала.
Впрочем, участие «Пины» на сей раз не было аномалией: другая небезынтересная сторона «Оскара»-2012 - небывалое количество авторского (пусть иногда и формально авторского) кино. Кроме «Артиста», это было эпическое, покорившее прошлогодние Канны «Древо жизни» анахорета Терренса Малика, «Полночь в Париже» нью-йоркского интеллектуала Вуди Аллена, «Жутко громко и запредельно близко" британца Стивена Долдри (автор драм «Часы» и «Чтец») и малобюджетная трагикомедия (хотя правильнее было бы сказать - мелодрама) «Потомки» Александра Пэйна с Джорджем Клуни в главной роли. Киноакадемия тенденцию поощрила, отдав приз за лучший сценарий Вуди Аллену, а за лучший адаптированный сценарий – Пэйну, приспособившего для экрана книгу Хауи Харта Хеммингса. У «Древа жизни», несмотря на визуальное совершенство картины, были едва ли не наименьшие шансы из-за «Золотой пальмовой ветви» Канн: «Оскар» не любит дублировать «Пальму».
Еще одна оппозиция образовалась в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Там оказались работы режиссеров из стран, находящихся на грани войны: иранский «Развод Надира и Симин» (режиссер – Асгар Фархади) и израильское «Примечание» (Джозеф Седар).
Победил «Развод» – теперь у Фархади, кроме «Золотого медведя» прошлогоднего Берлинского фестиваля, есть американская статуэтка. Оба решения в равной степени политические и кинематографические. Фархади через конфликт между двумя рядовыми семьями пытается показать ситуацию в иранском обществе в целом. Религиозные ограничения как прикрытие для собственных интересов, необходимость лгать, чтобы защитить свое благополучие и свободу, ущемление прав женщин показаны через цепочку бытовых ситуаций, ввергающих героев в крайне неприятное положение. Ничего нового в развитии киноязыка фильм не предлагает, хотя снят добротно, и актерские работы выше всяких похвал; его преимущество среди прочих номинантов - «Развод» снят в стране, где актеров объявляют вне закона, а режиссеров бросают в тюрьмы и запрещают работать в профессии на 20 лет – с большой вероятностью, Фархади может постигнуть та же судьба.
Что же касается актерских работ, то в категории «лучшая мужская роль второго плана» жюри явно действовало по принципу «лучше поздно, чем никогда», наградив 82-летнего Кристофера Пламмера (старейший актер, когда-либо получавший этот приз).
Мэрил Стрип получила третьего «Оскара» за роль Маргарет Тэтчер в «Железной леди». Фильм Филлиды Ллойд - это кинобиография наиболее известного со времен Черчилля премьер-министра Великобритании, сделанная очень традиционно. Ллойд (для нее это вторая картина с участием Стрип после мюзикла «Мама Мия!») показывает в основном старость Тэтчер, ведущей разговоры с призраком давно умершего мужа. Воспоминания даны флэшбеками: детство, родители, первая встреча с мужем, начало, расцвет и закат политической карьеры, атмосфера эпохи предсказуемо передана через хронику. Одним словом, ничего выдающегося, кроме самой Стрип: с заданием очеловечивания Тэтчер она и ее гримеры (также получившие статуэтку) справляется гораздо лучше режиссера; кажется, что теперь фотографии реальной Тэтчер, будут восприниматься как кадры, не вошедшие в фильм.
А лучшей актрисой второго плана стала Октавия Спенсер, ярко и убедительно сыгравшая в основанной на реальных событиях «Прислуге» - драме о чернокожих служанках в махрово расистском городке на юге США в начале 1960-х.
Подытоживая, можно с полной уверенностью сказать, что этот «Оскар» войдет в историю как один из наиболее нетипичных за все время существования премии.
Дмитрий Десятерик
Community Info