desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

Итоги «Оскара». Короткий анализ

ПРЕДСКАЗУЕМАЯ СЕНСАЦИЯ



При часто обоснованной критике того, как определяются победители премии Американской киноакадемии, справедливым будет отметить, что в каждом новом состязании номинантов «Оскара» так или иначе прослеживается свой сюжет, особая интрига, которая впоследствии влияет на всю киноиндустрию.

Главной – пожалуй, даже сенсационной – особенностью нынешнего «Оскара» было то, что впервые на первенство в конкурсе претендовала не просто европейская, а французская (если быть точным, франко-бельгийская) картина. С того момента, как братья Люмьер провели первый киносеанс, Франция и Америка – пожалуй, наиболее принципиальные оппоненты в том, что касается кинематографа. В то же время шансы любой ленты, снятой вне англоязычного мира, на получение статуэтки за лучший фильм стремились к нулевым. Но «Артист» Мишеля Хазанавичуса был выдвинут на премию в 10 категориях, в том числе «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшее исполнение главной мужской роли», «лучшая женская роль второго плана», «лучший оригинальный сценарий». Снятый французами в Лос-Анджелесе, он получился в определенном смысле более американским, чем многие американские фильмы, и в то же время предельно французским в полноте стилизации и в ощущении истории кино; по сути, весь «Артист» – изысканное цитирование разных стилей и знаковых произведений, изобретательно организованное вокруг легкого до ажурности сюжета. Киноакадемики присудили пять премий: за лучший фильм, лучшую режиссуру (Мишель Хазанавичус), лучшему актеру (Жан Дюжарден), за лучший оригинальный саундтрек (Людовик Бурсе) и лучший дизайн костюмов (Марк Бриджес).


Голливуд предложил малоубедительную альтернативу - «Хранителя времени» (Hugo) и «Боевого коня» – далеко не самые удачные работы Мартина Скорсезе и Стивена Спилберга соответственно, снятые явно для детской аудитории, но при этом выдвинутые сразу в 11 и в 6 категориях.


В качестве компенсации Киноакадемия дала «Хранителю времени» те же 5 премий, правда, в технических номинациях: операторская работа, звук и монтаж звука, лучшие спецэффекты и художественное оформление.


Желанием не обидеть своих можно объяснить также и первенство «Непобежденных» Дэниэла Линдсэя и Т. Дж. Мартина в состязании документальных полных метров: это не просто американский, а очень американский фильм о провинциальной команде американского футбола, поднявшейся к вершинам славы – очередная версия излюбленной в Новом Свете сказки о чистильщике сапог, ставшим миллионером.


Хотя, если исходить из сугубо художественных критериев, явным лидером документальной номинации являлась «Пина» немецкого классика Вима Вендерса – выполненное в 3D поэтическое посвящение легендарному хореографу и танцовщице Пине Бауш. Неигровое кино в Киноакадемии по умолчанию приравнивают к публицистике, к социальному репортажу; остальные фильмы категории так или иначе посвящены актуальным темам, и подчеркнуто эстетичная «Пина» из этого ряда явно выпадала.

Впрочем, участие «Пины» на сей раз не было аномалией: другая небезынтересная сторона «Оскара»-2012 - небывалое количество авторского (пусть иногда и формально авторского) кино. Кроме «Артиста», это было эпическое, покорившее прошлогодние Канны «Древо жизни» анахорета Терренса Малика, «Полночь в Париже» нью-йоркского интеллектуала Вуди Аллена, «Жутко громко и запредельно близко" британца Стивена Долдри (автор драм «Часы» и «Чтец») и малобюджетная трагикомедия (хотя правильнее было бы сказать - мелодрама) «Потомки» Александра Пэйна с Джорджем Клуни в главной роли. Киноакадемия тенденцию поощрила, отдав приз за лучший сценарий Вуди Аллену, а за лучший адаптированный сценарий – Пэйну, приспособившего для экрана книгу Хауи Харта Хеммингса. У «Древа жизни», несмотря на визуальное совершенство картины, были едва ли не наименьшие шансы из-за «Золотой пальмовой ветви» Канн: «Оскар» не любит дублировать «Пальму».
Еще одна оппозиция образовалась в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Там оказались работы режиссеров из стран, находящихся на грани войны: иранский «Развод Надира и Симин» (режиссер – Асгар Фархади) и израильское «Примечание» (Джозеф Седар).


Победил «Развод» – теперь у Фархади, кроме «Золотого медведя» прошлогоднего Берлинского фестиваля, есть американская статуэтка. Оба решения в равной степени политические и кинематографические. Фархади через конфликт между двумя рядовыми семьями пытается показать ситуацию в иранском обществе в целом. Религиозные ограничения как прикрытие для собственных интересов, необходимость лгать, чтобы защитить свое благополучие и свободу, ущемление прав женщин показаны через цепочку бытовых ситуаций, ввергающих героев в крайне неприятное положение. Ничего нового в развитии киноязыка фильм не предлагает, хотя снят добротно, и актерские работы выше всяких похвал; его преимущество среди прочих номинантов - «Развод» снят в стране, где актеров объявляют вне закона, а режиссеров бросают в тюрьмы и запрещают работать в профессии на 20 лет – с большой вероятностью, Фархади может постигнуть та же судьба.


Что же касается актерских работ, то в категории «лучшая мужская роль второго плана» жюри явно действовало по принципу «лучше поздно, чем никогда», наградив 82-летнего Кристофера Пламмера (старейший актер, когда-либо получавший этот приз).


Мэрил Стрип получила третьего «Оскара» за роль Маргарет Тэтчер в «Железной леди». Фильм Филлиды Ллойд - это кинобиография наиболее известного со времен Черчилля премьер-министра Великобритании, сделанная очень традиционно. Ллойд (для нее это вторая картина с участием Стрип после мюзикла «Мама Мия!») показывает в основном старость Тэтчер, ведущей разговоры с призраком давно умершего мужа. Воспоминания даны флэшбеками: детство, родители, первая встреча с мужем, начало, расцвет и закат политической карьеры, атмосфера эпохи предсказуемо передана через хронику. Одним словом, ничего выдающегося, кроме самой Стрип: с заданием очеловечивания Тэтчер она и ее гримеры (также получившие статуэтку) справляется гораздо лучше режиссера; кажется, что теперь фотографии реальной Тэтчер, будут восприниматься как кадры, не вошедшие в фильм.


А лучшей актрисой второго плана стала Октавия Спенсер, ярко и убедительно сыгравшая в основанной на реальных событиях «Прислуге» - драме о чернокожих служанках в махрово расистском городке на юге США в начале 1960-х.

Подытоживая, можно с полной уверенностью сказать, что этот «Оскар» войдет в историю как один из наиболее нетипичных за все время существования премии.
Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments