Хоренян Павел (khorenyan) wrote in drugoe_kino,
Хоренян Павел
khorenyan
drugoe_kino

Categories:

Faust (2011)

   

Faust (2011) реж. Александр Сокуров   

Так уж получилось, что это первый фильм Сокурова, который я посмотрел. Мой интерес подогревался не только оглушительным триумфом в Венеции, но и тем фактом, что это экранизация моей любимой книги.

В начальных титрах указано, что фильм снят по произведению Гёте (кстати, к моему удивлению, не так много фильмов было сделано по мотивам легенд о Фаусте), но Сокуров взял за основу лишь общую идею и персонажей. Ну и конечно же рассказ ведется в рамках первой части книги, на античную составляющую с ее эпическими масштабами, режиссер залезать не стал. Больше сходств с литературным источником нет, да и те, что есть - пунктирные. Видно, что режиссеру интересней рассказать свое видение этой истории.

Фауст Сокурова - это хирург, чья книга о физиологии не пользуется спросом. Он ищет душу в потрохах трупов и влачит жалкое и полуголодное существование в своей грязной комнатушке.
Свою душу Фауст продает не за знания и истину, а за шанс обладать Маргаритой - бедной прачкой, работающей в местной бане.

Фильм получился очень неоднозначный.
С одной стороны, здесь завораживающая атмосфера и антураж: чувствуешь дыхание этой грязной, средневековой жизни прямо через экран. Местами даже напоминает макабр Германа "Трудно быть богом", который я надеюсь мы увидим в этом году. Герои часто оказываются заперты в по-германовски душных, замкнутых помещениях, с постоянным мусором, мешающимся под ногами.
Актеры замечательны. А роль Адасинского так и вообще - гениальна; это один из лучших образов дьявола в кино, что я когда-либо видел.
С другой стороны, картина очень затянута. Сначало Фауст и Мефистофель долго бродят по городу, встречают разных людей, говорят на отвлеченные темы и только ближе к концу Фауст влюбляется в Маргариту и наконец происходит сделка.

Сокуровский Фауст - это человек, который готов пойти на все, потомучто ему нечего терять. Он загнан жизнью в угол и от безысходности не страшится даже самого дьявола. В этом, вероятно, и был замысел режиссера.

Стилистически, Фауст (2011) - это однозначный успех.
Его наверное так и надо воспринимать - как набор архетипов, в первую очередь вызывающих в памяти картины великих художников. Ведь смотреть это кино нужно просто ради его неземной красоты, и не важно, что объектив камеры сосредоточен большей частью на нелицеприятных сценах и типажах. Это красота Босха и Брейгеля, а именитый оператор Бруно Дельбоннель как нельзя лучше справился с задачей.

К сожалению подобных восторгов нельзя сказать по поводу сюжета. Все компоненты фильма (кроме визуальной составляющей) вместе работают плохо и кино получилось очень затянутым.
Tags: Александр Сокуров
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments