Иван Денисенко (ivanden) wrote in drugoe_kino,
Иван Денисенко
ivanden
drugoe_kino

Эд Вуд

«Эд Вуд» – талантливая картина о бесталанности вперемешку с безудержной активностью и фанатичной верой в свои силы и свою звезду. «Кошмар экстаза» – так называлась книга, ставшая основой для бёртоновского фильма.

А ещё этот фильм – о надежде, которая объединяет всех, кто сплотился вокруг «худшего режиссёра всех времён». Для старого морфиниста Белы Лугоши, угасающего среди воспоминаний, Вуд вообще становится последней надеждой.


Джонн Депп опять молодец. Примерив на себя образ плохого режиссёра, он сумел сыграть так, что на протяжении фильма с одной стороны трудно отделаться от накатывающего чувства неловкости, с другой – невозможно не восхищаться актёрской работой. Насколько же сильной должна быть вера в себя, чтобы превозмочь все трудности, весь позор, всё разочарование окружающих – и двигаться дальше с теми же горящими глазами и той же обаятельной улыбкой.</p></div>


Когда смотришь на идущие непрерывной чередой неудачи и провалы, такие нелепые и жалкие, иной раз хочется хлопнуть себя по лбу и густо покраснеть. Время от времени абсурдность момента достигает апофеоза – например, когда Вуд выбегает к заказчикам накрашенный и в женской одежде или когда старик Лугоши жалко копошится под шлангом, изображающим гигантское щупальце.

Это, в общем, достаточно странный фильм, и финал у него одновременно и предсказуемый, и неоднозначный. Обычно в кино бывает так: герой напрягается и фатально обламывается, но зато под занавес огребает миллион алых роз и признание всего американского человечества. Конечно, Вуд весь фильм бегает и обламывается, а в финале снятый им фильм таки срывает аплодисменты, но…

…но мы же понимаем, что этот финал нельзя назвать счастливым, потому что принципиально он ничего не меняет. Вуд не станет талантливым, не научится снимать хорошее кино, и аплодисменты зрителей маленького лос-анджелесского кинотеатра останутся самым большим его достижением. А «успешный» фильм с детскими игрушками в роли летающих тарелок, впервые показанный через три года после съёмок, невозможно смотреть без смеха (особенно сегодня).

И всё-таки бёртоновский рассказ оставляет не чувство неловкости, а чувство светлой грусти. Во многом за это послевкусие можно благодарить Мартина Ландау, который шикарно сыграл Лугоши. Бела цепляется за Вуда, увидев шанс вырваться из тьмы забвения, из опостылевших воспоминаний, из окружения старых афиш.

Ради этой цели, ради того, чтобы вернуться к жизни, в большое кино, снова почувствовать себя «в обойме», он терпит всё – откровенно нелепые сценарии, грубость кредиторов, издёвки критики, не очень законные инициативы одержимого режиссёра.

А однажды он отбрасывает сценарий и почти по-детски спрашивает у Вуда:

- Можно я сейчас скажу не эти слова, а другие?

- Можно, – кивает Вуд, потому что чувствует: это не просто съёмка, это прощание.

И тогда старый усталый Бела говорит что-то такое про жизнь, очень простое и очень красивое, и кажется, с удивлением рассматривает цветок, я уже точно не помню. И вся картина Бёртона повисает вдруг на этом монологе, как плащ на гвозде, и щемящее очарование момента не развеивается до конца. И остаётся нам от фильма, щедро напитанного атмосферой 1950-х, смешанное чувство удивления и грусти.


Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments