desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Берлинале-62: победа частного над общественным. Итоги первых 4 дней/

Берлинале-62: победа частного над общественным



62 берлинский кинофестиваль открылся исторической драмой «Прощание с королевой» французского режиссера Бенуа Жако.

Соответственно, костюмное действо продолжилось на красной дорожке: под крики фотографов и поклонников на свои премьеры прошли Анджелина Джоли (представляла внеконкурсный - увы, никакой фильм - о войне в Боснии «Земля крови и меда»), Клайв Оуэн, Изабель Юппер.
Впрочем, из всех знаменитых кинофорумов Берлинский наиболее далек от пышных ритуалов , сопутствующих тем же Каннам или Венеции: это фестиваль не столько о кино, сколько о встречах/столкновениях разных культур, цивилизаций, идеологий.



Впрочем, в основном конкурсе пока что превалируют приватные истории. Так, сюжет немецкой «Барбары" (режиссер - Кристиан Петцольд) чреват политическим пафосом: времена - поздняя ГДР, героиня - столичная доктор Барбара (Нина Хосс, уже получавшая "Золотого медведя"), попавшая в опалу у коммунистических властей и живущая в ссылке в маленьком городке; влюблена в западного немца, работает в местной больнице, отвергает ухаживания интеллигентного, также сосланного главврача и готовится к побегу на Запад. Петцольд вместо напрашивающейся здесь политической драмы говорит о драме выборе в ситуации, когда выбора, казалось бы, нет – это конфликт на все времена независимо от того, какое время на дворе и какое правительство при власти. Снято немногословно, просто, точно, держит внимание зала до конца. И, хотя финал предсказуем, фильм в целом получился достойный. В хит-параде киножурнала «Скрин» он лидирует с оценкой 3,3 по 5-балльной шкале, и, с большой вероятностью, получит один из фестивальных призов.



Амбициозная и неудачная попытка сделать именно актуальный фильм - «Пленница» филиппинца Брильянте Мендозы, в 2009 году получившего приз за лучшую режиссуру в Каннах за мрачную, шокирующую «Резню». В картине, снятой на основе реальных событий, Изабель Юппер играет французскую социальную работницу, захваченную в 2001 году вместе с другими заложниками, среди которых были и филиппинцы, и западные миссионеры, террористами из исламистского движения «Абу Саяф». Заложники пробыли в плену больше года, кого-то убили, кого-то выкупили, в конце войска освободили немногих оставшихся в живых. Мендоза пытается выстраивать режиссуру и характеры, но получается прямолинейная, невыносимо затянутая реконструкция, в которой актерам, по сути, нечего делать. Стремление привнести в монотонное повествование визуальную поэтику сводятся на нет совершенно неуклюжими приемами в виде нарисованных на компьютере птиц, пожаров и змей. Громкие имена вообще не гарантируют качество: так, заслуженные итальянские реалисты, братья Паоло и Витторио Тавиани превратили априори выигрышный замысел о заключенных, разыгрывающих трагедию Шекспира «Юлий Цезарь», в набор банальностей и парад актерского наигрыша («Цезарь должен умереть»).
В «Возвращаясь домой» (реж. Фредерик Видо, Франция) также речь идет о похищении - суровый озлобленный маргинал (Реда Катеб может быть известен читателю по нашумевшему «Пророку») похищает девочку, долгие годы держит взаперти, а потом так же неожиданно отпускает на свободу; увы, режиссер перегибает с сентиментальностью и недорабатывает целый ряд характеров. Мотивации похитителя так и остаются неясными, без чего весь его образ (а вместе с ним и сюжет) - при безусловном таланте Катеба – обречен на неубедительность.

Пока что параллельный конкурс «Панорама» производит более отрадное впечатление.



Неожиданно хороша оказалась «Elles», снятая в Париже польским режиссером Малгошкой Шумовской. Три точки опоры фильма – три женские роли: Жюльет Бинош как Анна, журналистка модного джурнала «Эль», пишущая статью о девушках по вызову, и объекты ее исследования – Шарлотта (Анаис Демустье) и Алисия (Иоанна Кулиг). Все три исполнительницы настолько органичны, сообщают своим героиням такую многогранность и глубину, что социальный статус всех троих становится неважным. Фильм получился и смешной, и горький, и, несмотря на обилие откровенных сцен, удивительно поэтичный и щемящий. Шумовской удалось найти свежий ракурс и для показа несчастной семьи – всегда несчастливой по-своему, и для девушек, вытесненных обществом на далекую обочину обанкротившейся морали.
Берлинале силен документальными программами, в особенности фильмами о музыкантах.

В «Панораме» показали двухчасовую неигровую кинобиографию великого музыканта регги Бобе Марли (уже писал, да). Режиссер "Марли" - британец Кевин Макдональд, в 2006 году прославившийся политической драмой "Последний король Шотландии".
Неигровая, впрочем, - не совсем верное определение для этой картины, поскольку экран с первых же кадров заполняют крайне артистичные, умопомрачительные как во внешнем виде, так и в поведении персонажи. При этом Макдональд придерживается вполне традиционной формы повествовательной документалистики: последовательно показывает места рождения, жизни и смерти Боба Марли, интервью с близкими, друзьями и коллегами чередуются с концертными номерами, хроникой, архивными фото, панорамными съемки Ямайки. Форма привычная, но работа колоссальная. Макдональд нашел редчайшие, если не сказать бесценнные кадры, отыскал людей, с которыми, судя по всему, биографы Марли никогда не разговаривали. Результат - масштабный портрет не только великого музыканта, но и его эпохи.



Другой запомнившийся документальный фильм «Панорамы» – «Революционер поневоле» - снят даже не кинематографистом, а обычным туристом, учителем из Ирландии Шоном МакАлистером, оказавшемся в Йемене в самый разгар восстания против президента Салеха, правившего страной более 30 лет (кстати, «арабская весна» - одна из важных тм фестиваля). МакАлистер оказался там, куда не попал ни один журналист, снял самые жестокие стокновения, кровь и похороны; но фильм интересен не только уникальным материалом, но и тем, что учитель открыл в себе режиссера, сумел рассказать историю своего героя – бизнесмена Каиса Аль-Калиси, вначале относившегося к революции отрицательно, но затем, под влиянием увиденного и услышанного, кардинально изменившего свою мысль – а без такого внимания к частным жизням все революции обречены заканчиваться тиранией.

Увы, все три последних фильма – не только вне основного конкурса, но даже и вне конкурса "Панорамы". Странный обычай - оставлять вне призов хорошие работы и брать на состязание неведомо что. Остается надеяться, что к концу недели прорыв произойдет и в основном конкурсе.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments