Кто же может снять великолепный фильм про советского Артиста? Американцы, французы, мордва, венгры, эскимосы, датчане, китайцы, чечены? Впрочем, какой смысл гадать, если даже единственно идеологически верная версия «русские» - не подходит. В том то и дело, что пока ответа на этот вопрос нет. Даже после выхода на экраны многообещающей ленты с предваряющей её шумной рекламной компанией и основательной финансовой поддержкой Первого канала. Может, потому что творчество Высоцкого в силу своей относительной молодости для нас непостижимо. А может потому, что когда снимаешь фильм про творческого человека, надо обратить внимание непосредственно на творчество, а не на правдоподобие грима.
Если режиссер фильма, Петр Буслов, решил элементарно прикрыться лейблом «Высоцкий», чтобы показать обычную драму необычного человека, у него это вышло - пусть и неправдоподобно. Если хотел снять «фильм о жизни и творчестве», пришло время пожалеть о неудаче. Абсолютное зло - или добро? - в жизни Высоцкого, Марина Влади, появляется в фильме в виде голоса из телефонной трубки, истерично кричащего через тысячи километров из Парижа. Того самого, кстати, в котором Высоцкий плевал на головы беспечных персонажей, прогуливающихся под Эйфелевой башней. Всего одно упоминание о женщине, которая сыграла в жизни артиста роковую роль. Самое главное в жизни Высоцкого-музыканта - песни - разбавили наспех слепленной мелодией, более подходящей для ориенталистского боевика, знаменитым «Учкудуком» ВИА «Ялла» и дискотечной «Sumer Night City» шведского ансамбля Abba. Театр на Таганке, где Высоцкий проявил себя как яркий драматический актер, мелькает в одном из начальных эпизодов - чирк спичкой, и нет всех этих пугачевых и гамлетов, теплых отношений с Любимовым и артистами.
Всё это в первую очередь фон для вылезающих на первый план тем - жестокости и непримиримости советского шоу-бизнеса и благородства кровавой «гэбни», которая время от времени поставляет в страну настоящих офицеров.
Ненавязчиво на экране Высоцкий приобретает контуры невинной жертвы. Возможно, это плод фантазии Никиты Высоцкого - сына артиста и по совместительству автора сценария к фильму. Создается впечатление, что всем постоянно что-то нужно от Высоцкого - директору филармонии (Дмитрий Астрахан), кгбисту (Андрей Смоляков), фанатичным зрителям. Высоцкий в ответ на всех их домогательства только театрально закатывает глаза, требует лекарства или продолжения банкета. Ой, простите, работы. Где здесь объективность, сказать трудно - слишком уж неоднозначная была личность.
Зараженным псевдоромантикой киноманам наверняка понравится разрывающая и калечащая, как пули дум-дум, душу история о самоотверженной даме Татьяне Ивлевой (Оксана Акиньшина). Она носит джинсы почти такого же размера, как Высоцкий, ненавидит коммерческого директора Пашу (Максим Леонидов) и готова посередине ночи отправиться в далекую знойную Бухару с набитой наркотиками сумкой ради спасения певца. Это некрасовской женщине прекрасно удается ещё в одной ситуации: во время клинической смерти Высоцкого Таня отбивает личному врачу артиста Анатолию (Андрей Панин) щеки и заставляет прервать позорное бездействие. По сути же, ее деятельность никакая не жизнеутверждающая - ей бы отправить Володю в Париж на лечение, а не делать его жертвой своей ревности. Но легче возить наркотики в Узбекистан и откладывать момент смерти - таково самопожертвование с точки зрения режиссера и сценаристов.
В этом фильме так много бездарного и безвкусного, что нельзя не сказать о тех положительных мелочах, которые там все-таки есть. Всего два эпизода в фильме - клиническая смерть и поход на восточный базар - сняты добросовестно и даже с легкой претензией на искусство. В первом внимание притягивает поведение совершенно разных людей из близкого окружения артиста, столкнувшихся со смертью того, кто их объединял. Самое главное, что артисты не переборщили с драматическим пафосом. Второй яркий момент - это внезапное перевоплощение Высоцкого в торговца коврами. Дерзкая перепалка с жуликом-узбеком - настоящий спектакль, намного более живой и эмоциональный, чем выступление в душном концертном зале перед партийными бонзами. Тюбетейка и халат превращает Высоцкого из восковой наширявшейся куклы в белоснежном костюме в настоящего человека. Именно в этот момент хочется сказать - »спасибо, что живой». Был когда-то.
Community Info