al_ven (al_ven) wrote in drugoe_kino,
al_ven
al_ven
drugoe_kino

Category:

"Семейная жизнь" (Family Life), Кен Лоуч, 1971г.

Фото - Семейная жизнь: 270x475 / 39 КбСоциальная и одновременно экзистенциальная драма, повествующая о жизни самой обычной и внешне "нормальной" английской семьи, очень уважающей "традиции" и "правила", жизни, приведшей к безумию одну из дочерей этих "добропорядочных" и "нормальных" членов общества. Судя по всему, Кен Лоуч в тот период находился под сильным впечатлением от идей Грегори Бейтсона (групповая динамика шизофрении, мертвая хватка double bind), Рональда Лэнга, Пола Вацлавика, а также семейных терапевтов, исследовавших патологическую коммуникацию в семейных системах (а так и не успевший помочь героине фильма один неординарный психиатр, даже имеет некоторое внешнее сходство с Феликсом Гваттари))).

В фильме последовательно показывается как младшая дочь, не успевшая выйти из патогенных семейных отношений, неуклонно превращается в носителя симптома ("идентифицированного пациента"). Патологическая коммуникация, индуцированная ее родителями, все больше спутывает сознание Дженис, в результате им все легче становится убеждать ее в том, что не она, но только они знают, что для нее (да и для всех) является благом и счастьем, что является "добром", а что "злом".

Бейтсон писал: "Фактически, навязывание даблбайнда -- это битва вокруг вопроса, чье "Я" должно быть разрушено."


Родители Дженис, прикрываясь словами о самых добрых намерениях и любви к Дженис, методично разрушают ее "Я", пытаясь полностью контролировать ее жизнь. Такого рода лицемерие и двойственность часто более деструктивно для психики, чем открытое и "честное" отвержение детей своими родителями, когда ребенок, несмотря на всю травматичность ситуации, может четко для себя осознать, что его просто не любят. В какой-то момент Дженис начинает понимать, что родители хотят ее смерти, имея ввиду психологическую смерть, но этот ее инсайт воспринимается как проявление "болезни" и она оказывается в психиатрической клинике, откуда вскоре изгоняется единственный проницательный психиатр...

Любая семья, как мини-система, является частью большей системы - общества. Унылые толпы людей в метро (та самая "одинокая толпа" Рисмена), однообразный и депрессивный городской ландшафт... У Дженис не получается "интегрироваться" в это общество с помощью работы на конвейере - как тут не вспомнить чаплинские "Новые времена", где работа на конвейере привела к временному помешательству бродяжки!

Интересно также сравнить фильм Лоуча, например, с "Повелителем мух" отечественным "Чучелом". В последних акцент делает на, так сказать, монструозных детях, но не на условиях и контексте, которые, во многом, и привели их к такому состоянию.


Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments