?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Семейная жизнь" (Family Life), Кен Лоуч, 1971г.
al_ven wrote in drugoe_kino
Фото - Семейная жизнь: 270x475 / 39 КбСоциальная и одновременно экзистенциальная драма, повествующая о жизни самой обычной и внешне "нормальной" английской семьи, очень уважающей "традиции" и "правила", жизни, приведшей к безумию одну из дочерей этих "добропорядочных" и "нормальных" членов общества. Судя по всему, Кен Лоуч в тот период находился под сильным впечатлением от идей Грегори Бейтсона (групповая динамика шизофрении, мертвая хватка double bind), Рональда Лэнга, Пола Вацлавика, а также семейных терапевтов, исследовавших патологическую коммуникацию в семейных системах (а так и не успевший помочь героине фильма один неординарный психиатр, даже имеет некоторое внешнее сходство с Феликсом Гваттари))).

В фильме последовательно показывается как младшая дочь, не успевшая выйти из патогенных семейных отношений, неуклонно превращается в носителя симптома ("идентифицированного пациента"). Патологическая коммуникация, индуцированная ее родителями, все больше спутывает сознание Дженис, в результате им все легче становится убеждать ее в том, что не она, но только они знают, что для нее (да и для всех) является благом и счастьем, что является "добром", а что "злом".

Бейтсон писал: "Фактически, навязывание даблбайнда -- это битва вокруг вопроса, чье "Я" должно быть разрушено."


Родители Дженис, прикрываясь словами о самых добрых намерениях и любви к Дженис, методично разрушают ее "Я", пытаясь полностью контролировать ее жизнь. Такого рода лицемерие и двойственность часто более деструктивно для психики, чем открытое и "честное" отвержение детей своими родителями, когда ребенок, несмотря на всю травматичность ситуации, может четко для себя осознать, что его просто не любят. В какой-то момент Дженис начинает понимать, что родители хотят ее смерти, имея ввиду психологическую смерть, но этот ее инсайт воспринимается как проявление "болезни" и она оказывается в психиатрической клинике, откуда вскоре изгоняется единственный проницательный психиатр...

Любая семья, как мини-система, является частью большей системы - общества. Унылые толпы людей в метро (та самая "одинокая толпа" Рисмена), однообразный и депрессивный городской ландшафт... У Дженис не получается "интегрироваться" в это общество с помощью работы на конвейере - как тут не вспомнить чаплинские "Новые времена", где работа на конвейере привела к временному помешательству бродяжки!

Интересно также сравнить фильм Лоуча, например, с "Повелителем мух" отечественным "Чучелом". В последних акцент делает на, так сказать, монструозных детях, но не на условиях и контексте, которые, во многом, и привели их к такому состоянию.



promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
спасибо, очень заинтересовало. с "психотерапевтической" точки зрения))

Где можно найти этот фильм?

Точно, что: чье "я" будет разрушено...

Я прошу прощения, но с этого обзора ровным счетом не понятно стоит смотреть фильм или нет. Неужели такая необходимость превращать рецензию в отрывок из книги по психологии? Или это специализированная кинолента?

Я прошу прощения, но я не имею привычки кому-либо что-либо советовать. :) И я не могу решать за других - стоит им смотреть такой-то фильм, или нет; у каждого свои вкусы и предпочтения. К тому же... формат "другого кино", видимо, предполагает нестандартизированное восприятие...

  • 1