?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Без названия", реж. Джонатан Паркер, США, 2009
Олимп, вершина
dmitrykogan wrote in drugoe_kino
Весь этот нойз - так бы я назвал этот остро-умный (вместе и по отдельности) фильм Джона Паркера. Поскольку концептуально он перекликается с шедевром Боба Фосса и оппонирует ему - там одержимый режиссер гробит свою жизнь ради голимой попсы и, не поступаясь принципами, превращает фарс в античную трагедию, а здесь одержимый композитор-авангардист бьется головой об стену, лишь бы сочиненный им шум не стал похожим на музыку. Принципы здесь также торжествуют, а трагедия - нет, как-то все мелковато. Примета времени.

Зато смешно, ирония присутствует даже в названии "(Untitled)", обычном для произведения современного искусства. Героев в фильме немного - с одной стороны, композиторы и музыканты, с другой - художники, коллекционеры и галеристы. Люди искусства и ни цента меньше. Казалось бы, тема - уже не придумаешь. Но это не совсем так - фильм не столько об искусстве, сколько о людях, которые им занимаются. На романе между композитором и галеристкой построен сюжет. Люди есть люди, и накал страстей совершенно не зависит от области их интересов. Джоконда и футбол, безумный музыкальный опус и компьютерная игра - все идет в топку, питает жизнь и меняет судьбу.


Отчасти героя фильма можно понять - недостаток музыкальных идей наблюдается уже лет 30, если не больше. Конечно, отдельные значительные произведения иногда появляются, но новые направления - уже нет. Не считать же таковыми ремиксы, ремиксы на ремиксы и т.д. Мы обречены тасовать одни и те же ноты и гармонии. Этого хватает на новые песни, но не на новые горизонты. Поэтому мировой музыкальный авангард принялся расширять границы музыки, включая в нее все звуки окружающего мира. Как правило, результат выглядит бессмысленно и комично. Но это не уменьшает энтузиазма мастеров скрипа и скрежета.

Изобразительное искусство катится по таким же рельсам. Картина маслом уже как-то не смотрится, да и возни много - технику требуется оттачивать годами. На помощь пришел концептуализм и выселил настоящих ходожников на задворки. Впрочем, в фильме таких не наблюдается. Они смотрятся скорее карикатурно - но не более, чем те, что выставляются в "Гараже" или на "Винзаводе".

С точки зрения стороннего наблюдателя, эстетические претензии и музыкального авангарда, и актуального искусства одинаково смехотворны. Что любопытно, они тоже так считают, но только в отношении друг друга. Но автор и я больше симпатизируем музыкантам - они кажутся честнее. В отсутствие объективных критериев ценность искусства определяет рынок, но он не всегда справляется. Музыку слушают практически все, она удовлетворяет какие-то базовые эстетические потребности, поэтому рыночный отбор сохраняет необходимый минимум объективности. В результате хорошей музыки достаточно много, и одинокие воины авангарда вызывают уважение. А спрос на визуальные впечатления гораздо меньше, он удовлетворяется по большей части природой, кино и дизайном, и для собственно искусства места остается немного. Рынок относительно небольшой и специализированный, им легче манипулировать, и он начал работать наоборот - отбор стал отрицательным, и худшие вытесняют лучших. Погоду делают коллекционеры и эксперты, и они поддерживают статус-кво - мыльный пузырь дутых репутаций сохраняет ценность коллекций и приток инвестиций, раздувая их еще больше. Рано или поздно все это лопнет.

Что не отменяет необходимости поиска новых форм и гармоний. Или дисгармоний - дело вкуса. Линия раздела между искусством и его имитацией отделяет не одни формы от других, а смысл от его отсутствия. Я помню поп-механики Курехина - гуси ходят по сцене вокруг козы, пожарники в касках возводят леса, фрики прикалываются в нелепых костюмах - но в центре этого мощная, взрывная, драматичная музыка.

Впрочем, это уже мысли по поводу. Сам фильм ироничен, изящен и легко скользит по поверхности событий. И озвучен как будто самим главным героем - акцентированы случайные звуки. Мы слышим стук каблучков и шум ветра как источник музыки. И в этом есть смысл.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Я до сих пор нахожусь под очарованием этого фильма. Кроме того, что он веселый и романтичный, он как буддийские притчи легко говорит о серьезном.

Да, такую узкую тему превратить в широкое поле для обобщений мало кому удается

Согласен, очень симпатичный фильм, который умудряется удержаться на грани между междусобойными шутками для участников всей этой художественной кутерьмы и просторечной, доступной интонацией "ну чудят же люди" для широкой публики (последнее - совсем не недостаток).

Да, в результате из-за этой мягкой иронии его приятно смотреть

  • 1