?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Амели на мели и в процессе нырянья
arhetip_v wrote in drugoe_kino
Есть люди, которые смотрят фильм только один раз: они считают, что главное в фильме – сюжет, а раз они его знают, то и смотреть повторно незачем. Это люди, мыслящие на наглядно-действенном, дошкольном уровне. Другие люди могут смотреть фильм многократно – им доступен другой, более глубокий смысл произведения, абстрактно-символический уровень мышления. Думаю, среди любителей Другого кино таких большинство, а значит, с вами можно обсуждать скрытые слои фильмов.

Фильм «Амели» - как раз из тех, что я смотрела многократно. С тех пор, как он вышел в 2001 году, прошло 11 лет. Я менялась, и фильм для меня менялся. Первые два раза это была просто прекрасная волшебная сказка. Затем я стала понемногу видеть психологическую проблематику главной героини и то, как она с этим справляется. Думаю, недаром этот фильм попал в список «100 лучших фильмов мирового кинематографа (по версии журнала Empire) – ведь он, как и многие народные сказки, описывает архетипический сюжет – в данном случае, женскую инициацию, ритуал перехода главной героини, связанный с этим кризис и пути выхода из него. Посмотрите – история Амели чем-то схожа с историями героинь «Крошечки-Хаврошечки», «Морозко», «Госпожи Метелицы», «Золушки» и других сказок о женской инициации. Я вообще считаю Жана-Пьера Жене кем-то вроде оракула, каким-то чудесным образом он связан с архаикой, с сакральным миром, с вечно повторяющимися процессами. И в наш век, когда крайне необходимые для нормального психического развития сказки теряют свою популярность, его фильмы хоть как-то заполняют эту важную нишу. Особенно ценны фильмы о женских судьбах, потому что в этой области провал особенно заметен.


В оригинале фильм назывался «Необыкновенная судьба Амели Пулен», и эта судьба действительно необычайна тем, что девушке все-таки удалось пройти инициацию, в то время, как большинство наших современниц не справляются с кризисной сменой статуса. Сама же суть ее внутреннего конфликта вполне обычна – в своем психоаналитическом кабинете я имею дело со многими женщинами мазохистического склада, «спасательницами». Тем более что общество очень одобряет этот невроз в женщинах. Идеалами такого культа самопожертвования выступают Мать Тереза и Махатма Ганди.

Кризис Амели начинается с момента, когда она узнает о гибели принцессы Дианы. Какая тут взаимосвязь? Вероятно, Амели ощутила, что умерла и ее «внутренняя «принцесса», ее детская ипостась, детский статус. Любая инициация связана со смертью одной идентичности и рождением другой. Амели почувствовала, что что-то происходит. Она думает о том, сколько людей испытывают оргазм в этот момент – то есть, жаждет взрослой сексуальной жизни. Под напором новых потребностей она вступает на путь инициации. Дай Бог всем такого же внимания к голосу интуиции.

Поначалу она просто проецирует свои потребности на других людей и удовлетворяет их – вместо того, чтобы заняться непосредственно собой. Многие из нас бессознательно поступают так же. Она возвращает мужчине историю его детства, потому что ей важно вернуть свое детство себе («Личность – это история»). Она устанавливает связь между сотрудницей и посетителем кафе, а также «возвращает» соседке любовь мужа, потому что ей важно найти свою связь с мужчинами (и своей мужской частью). При этом кажется, что Амели альтруистична, но – как утверждает словарь психологических защит доктора психологических наук Ольги Бермант-Поляковой – альтруисты развивают свою «спасательскую» деятельность ради благодарности. Амели не такова – она действует тайно. Какая же скрытая выгода может быть в ее акциях? Ощущение собственного могущества при виде того, как она может эмоционально влиять на незнакомых людей. Вымещение агрессии – да-да, даже такое милое вторжение все равно остается вторжением. Амели наблюдает за мужчиной, нашедшим свою детскую шкатулку, с видом нашкодившего ребенка, затем в истории с наказанием злого хозяина лавки ее агрессия становится явной (Тень «спасателей» всегда агрессивна). И главное – отрицание собственных проблем путем смещения своего интереса на проблемы других людей.

Именно на этот последний аспект и обращает внимание Стеклянный Человек. Он выступает для Амели то ли психоаналитиком, то ли волшебным помощником, какие всегда встречаются в сказках подобного толка. Обычно это либо звери, либо странные человекоподобные существа – Стеклянный Человек тоже уникален в своем роде. Он помогает Амели увидеть саму себя и позаботиться о самой себе. Эта способность заботиться о себе – цель любой психотерапии и признак достаточной зрелости личности. Такой человек, обычно несчастный в своих детских отношениях с родителями (а детские страдания Амели прекрасно показаны в фильме) в психотерапии (или в жизненном процессе инициаций) наконец-то становится Хорошим Родителем себе самому. Тогда он может помогать другим, не забывая о себе, и заботиться о других без скрытой агрессии.

Получив необходимую помощь, Амели постепенно возвращается из фантазий в реальность и начинает по-настоящему участвовать в своей собственной жизни. Она склеивает фрагменты своего Эго в целостную структуру, как склеивает кусочки выброшенных фотографий в портреты незнакомых людей. Она хочет узнать Тайну, она ищет того, кто за этим стоит (узнать свою Тень, свои скрытые аспекты личности). И наконец, она получает инсайт, происходит узнавание и интеграция ее идентичности – и она становится взрослой женщиной. Теперь, обретя и объединив разрозненные и отщепленные ранее элементы своей психики – свое детство, свою агрессивную и сексуальную Тень, свою мужскую часть – она может проявить иницативу в отношении мужчины (недаром слова «инициация» и «инициатива» так похожи). Все сказки об успешной женской инициации (а бывают и неуспешные, как в «Снегурочке» или в случае родных дочек мачехи) заканчиваются обретением жениха, находит своего мужчину и Амели.


Для всех, кому интересен психоанализ фильмов как метод работы со своим внутренним миром, открыт психоаналитический онлайн-киноклуб. Он будет работать по воскресеньям. Ведущая – сотрудник Юго-Восточного Института Психоанализа Юлия Тимофеева. Прочитать о киноклубе подробнее можно здесь. На первой встрече будем говорить о судьбоаналитических браках на примере фильма Роже Вадима «Опасные связи», затем о женской судьбе с фильмом "Пианино". За подробностями обращайтесь ко мне в личку (arhetip_v)


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

А что - человек с "абстрактно-символическим уровнем мышления" обязательно будет один и тот же фильм смотреть несколько раз? Или может ему тоже, как дошкольнику, бывает и одного раза достаточно?

У него есть выбор

ах, как вы умело сразу разделили на эстетов и быдло!
этопять!

+ 100500
и как-то вообще не удивляет негатив...

Убирать под кат из моды вышло штоли..

забавно, все камменты сводятся к праведному негодованию в личный адрес автора. а написано-то, вобщем, кльово.

Edited at 2012-01-23 06:17 pm (UTC)

он, как и многие народные сказки, описывает архетипический сюжет - в данном случае, женскую инициацию, ритуал перехода главной героини, связанный с этим кризис и пути выхода из него
Этак можно про любой воспитания сказать. Тем не менее, шелухи среди литературы этого типа более чем достаточно. Невзирая на это, Вы пытаетесь связать успех фильма с его жанровой принадлежностью — дерьмо Ваш метод, если вообще допустимо называть это методом.
Думаю, именно в этом посте уместно процитировать слова довольно авторитетного специалиста об отечественных психологах:
В России этот цех пока еще не окреп, нормальной национальной ассоциации не создано, а потому каждый третий психолог у нас — мракобес, шарлатан, в лучшем случае скучающая домохозяйка. ©

Про любой роман воспитания, конечно.

Да, написано лихо, но ведь это реклама

Да, это реклама. Но реклама некоммерческого проекта, в котором участники оплачивают только стоимость аренды сайта.
Обычно я публикую такие тексты в журналах, и получаю за них гонорары.

Махатма была мазохисткой?

Таково мнение культовой персоны в психоанализе Нэнси Мак-Вильямс, и я сней согласна. Мазохистическая личность - это человек, склонный к самодеструкции или самопожертвованию, при этом может быть вполне здоровым. Известный психоаналитик Хелена Дейч считает, что к мазохизму склонны все женщины, так как природой заложено жертвовать собой ради потомства.

Невротикам очень опасно говорить, что они невротики. :)) Почти то же самое, что какать на потолок. Интересный проект, у нас были такие любительские встречи при психфаке. У меня складывается такое ощущение, что из-за обилия лишней информации и вездесущего "промывания мозгов", реклама в любом виде уже работает как красная тряпка. Даже если предлагается что-то потенциально полезное.

Спасибо за содержательный комментарий.
Да я вобщем-то, понимаю людей, которых тошнит от рекламы, и комментариев такого толка вполне ожидала. Но одни пишут ругательные комменты, а другие молча добавляются в друзья, так что я довольна.

"Я вообще считаю Жана-Пьера Жене кем-то вроде оракула, каким-то чудесным образом он связан с архаикой" - Надо полагать, что Alien-4 вам очень понравился, если вы расточаете режиссёру такие комплименты.

Видимо, логика - ваш конек )

Думаю, еще через десять лет, когда Вы увлечетесь, к примеру, ландшафтным дизайном, Вы откроете другие грани этого фильма. Намекаю на субъективность оценки в свете проф.знаний субъекта. На мой взгляд, любой анализ художественного произведения - это не поиск смысла глубинного или поверхностного, а отражение анализирующего. Вероятно, Вы планировали передать нам Ваше восприятие фильма на данный момент жизни, но отсутствие в тексте вводных слов "я думаю", "мне кажется" или хотя бы краткого "имхо" оставляет после прочтения ощущение нотации. Возможно отсюда агрессивная реакция у читателей.
Зы: Махатма - мужчина, процесс ныряния.

Итак, вы пошли дальше, я анализирую фильм, вы анализируете анализ моего фильма.

Ох, не обращайте внимания на грубые комментарии. вы очень интересно написали, и во многом ваши мысли перекликаются с основными идеями цикла передач "Долго и счастливо" с Ольгой Троицкой и Александром Гордоном - недавно смотрела. По-другому взглянула на весь фильм.
К сожалению, многие комментарии очень предсказуемы, особенно от "настоящих мужиков", которые считают психологию глупостью, а всех остальных, которые ею занимаются, дураками. Ваша рецензия-психоанализ нацелен сугубо на женскую аудиторию, а тут, к сожалению, смешанная аудитория, да еще и кишащая "мачо":)
против рекламы ничего против не имею, как-то очень естественно она тут в конце расположилась. Вместо Махатмы Ганди вы наверное имели в виду Индиру? ничего, бывает)

Спасибо. Да, текст, скорее, для женщин

Мне было не приятно читать Вашу рецензию, особенно ближе к концу. Смотрю этот фильм довольно часто, в последний раз в начале января. Очень люблю этот фильм в основном за собственные приятные эмоции возникающие после его просмотра. И никогда например не задумывалась о том, что инициация личности Амели начинается с момента гибели принцессы Дианы, т.к. "любая инициация связана со смертью одной идентичности и рождением другой". Пойду топиться, ибо я видимо человек "мыслящий на наглядно-действенном дошкольном уровне".

Что ж, вы честно поделились своими чувствами, спасибо. Действительно, о таких вещах непросто читать и говорить, если относиться к этому открыто.

Спасибо за интересную интерпретацию. Заодно доброе дело сделали - помогли некоторым выразить подавленную агрессию:)

А вот что про Менигетти думаете? И его киноанализы?

К сожалению, мало знакома с его творчеством.

Если по-честному, то почти вся агрессия в комментах, хоть и против правил сообщества, но вполне заслуженна автором.
Потому как большинство читающих вдруг себя обнаруживают в "дошкольном" уровне уже на втором предложении.
Как и я, например.

Я бы какие-то более честные слова подыскал, не унижающие читателей.


А сам разбор интересный. Действительно классическая архитепическая сказка. "Убей чудовище, спаси сокровище".

Агрессия ни в каком случае не может быть оправданной. Читатель, обнаруживающий себя в "дошкольном уровне", как правило в нем и находится. Нет ничего странного в словах автора о том, что смотреть фильмы только ради "сюжета", не пытаясь осмыслить какие-то более глубокие проблемы, которые затрагиваются в этих фильмах, есть признак определенного уровня сознания, названного в данном случае "наглядно-действенным". Я тоже смотрю иногда некоторые фильмы ради сюжета и действий - да, в этот момент я нахожусь на "дошкольном уровне", и что? Не вижу никакой проблемы в том, если кто-то мне об этом напомнит. Но есть и другие фильмы, и другой уровень. Автор обращает внимание читателей на этот уровень и говорит, что он выше. Затем дает собственную интерпретацию фильма. Говорит спокойно, взвешенно, доброжелательно. С чего бы появляться агрессии? Если ты не согласен и видишь фильм по-другому, кто ж мешает обсудить по-человечески, написать свою рецензию, дать иную интерпретацию и т.п.? На то мы и люди, чтобы обмениваться мнениями.