Юлия Тимофеева (arhetip_v) wrote in drugoe_kino,
Юлия Тимофеева
arhetip_v
drugoe_kino

Categories:

Амели на мели и в процессе нырянья

Есть люди, которые смотрят фильм только один раз: они считают, что главное в фильме – сюжет, а раз они его знают, то и смотреть повторно незачем. Это люди, мыслящие на наглядно-действенном, дошкольном уровне. Другие люди могут смотреть фильм многократно – им доступен другой, более глубокий смысл произведения, абстрактно-символический уровень мышления. Думаю, среди любителей Другого кино таких большинство, а значит, с вами можно обсуждать скрытые слои фильмов.

Фильм «Амели» - как раз из тех, что я смотрела многократно. С тех пор, как он вышел в 2001 году, прошло 11 лет. Я менялась, и фильм для меня менялся. Первые два раза это была просто прекрасная волшебная сказка. Затем я стала понемногу видеть психологическую проблематику главной героини и то, как она с этим справляется. Думаю, недаром этот фильм попал в список «100 лучших фильмов мирового кинематографа (по версии журнала Empire) – ведь он, как и многие народные сказки, описывает архетипический сюжет – в данном случае, женскую инициацию, ритуал перехода главной героини, связанный с этим кризис и пути выхода из него. Посмотрите – история Амели чем-то схожа с историями героинь «Крошечки-Хаврошечки», «Морозко», «Госпожи Метелицы», «Золушки» и других сказок о женской инициации. Я вообще считаю Жана-Пьера Жене кем-то вроде оракула, каким-то чудесным образом он связан с архаикой, с сакральным миром, с вечно повторяющимися процессами. И в наш век, когда крайне необходимые для нормального психического развития сказки теряют свою популярность, его фильмы хоть как-то заполняют эту важную нишу. Особенно ценны фильмы о женских судьбах, потому что в этой области провал особенно заметен.


В оригинале фильм назывался «Необыкновенная судьба Амели Пулен», и эта судьба действительно необычайна тем, что девушке все-таки удалось пройти инициацию, в то время, как большинство наших современниц не справляются с кризисной сменой статуса. Сама же суть ее внутреннего конфликта вполне обычна – в своем психоаналитическом кабинете я имею дело со многими женщинами мазохистического склада, «спасательницами». Тем более что общество очень одобряет этот невроз в женщинах. Идеалами такого культа самопожертвования выступают Мать Тереза и Махатма Ганди.

Кризис Амели начинается с момента, когда она узнает о гибели принцессы Дианы. Какая тут взаимосвязь? Вероятно, Амели ощутила, что умерла и ее «внутренняя «принцесса», ее детская ипостась, детский статус. Любая инициация связана со смертью одной идентичности и рождением другой. Амели почувствовала, что что-то происходит. Она думает о том, сколько людей испытывают оргазм в этот момент – то есть, жаждет взрослой сексуальной жизни. Под напором новых потребностей она вступает на путь инициации. Дай Бог всем такого же внимания к голосу интуиции.

Поначалу она просто проецирует свои потребности на других людей и удовлетворяет их – вместо того, чтобы заняться непосредственно собой. Многие из нас бессознательно поступают так же. Она возвращает мужчине историю его детства, потому что ей важно вернуть свое детство себе («Личность – это история»). Она устанавливает связь между сотрудницей и посетителем кафе, а также «возвращает» соседке любовь мужа, потому что ей важно найти свою связь с мужчинами (и своей мужской частью). При этом кажется, что Амели альтруистична, но – как утверждает словарь психологических защит доктора психологических наук Ольги Бермант-Поляковой – альтруисты развивают свою «спасательскую» деятельность ради благодарности. Амели не такова – она действует тайно. Какая же скрытая выгода может быть в ее акциях? Ощущение собственного могущества при виде того, как она может эмоционально влиять на незнакомых людей. Вымещение агрессии – да-да, даже такое милое вторжение все равно остается вторжением. Амели наблюдает за мужчиной, нашедшим свою детскую шкатулку, с видом нашкодившего ребенка, затем в истории с наказанием злого хозяина лавки ее агрессия становится явной (Тень «спасателей» всегда агрессивна). И главное – отрицание собственных проблем путем смещения своего интереса на проблемы других людей.

Именно на этот последний аспект и обращает внимание Стеклянный Человек. Он выступает для Амели то ли психоаналитиком, то ли волшебным помощником, какие всегда встречаются в сказках подобного толка. Обычно это либо звери, либо странные человекоподобные существа – Стеклянный Человек тоже уникален в своем роде. Он помогает Амели увидеть саму себя и позаботиться о самой себе. Эта способность заботиться о себе – цель любой психотерапии и признак достаточной зрелости личности. Такой человек, обычно несчастный в своих детских отношениях с родителями (а детские страдания Амели прекрасно показаны в фильме) в психотерапии (или в жизненном процессе инициаций) наконец-то становится Хорошим Родителем себе самому. Тогда он может помогать другим, не забывая о себе, и заботиться о других без скрытой агрессии.

Получив необходимую помощь, Амели постепенно возвращается из фантазий в реальность и начинает по-настоящему участвовать в своей собственной жизни. Она склеивает фрагменты своего Эго в целостную структуру, как склеивает кусочки выброшенных фотографий в портреты незнакомых людей. Она хочет узнать Тайну, она ищет того, кто за этим стоит (узнать свою Тень, свои скрытые аспекты личности). И наконец, она получает инсайт, происходит узнавание и интеграция ее идентичности – и она становится взрослой женщиной. Теперь, обретя и объединив разрозненные и отщепленные ранее элементы своей психики – свое детство, свою агрессивную и сексуальную Тень, свою мужскую часть – она может проявить иницативу в отношении мужчины (недаром слова «инициация» и «инициатива» так похожи). Все сказки об успешной женской инициации (а бывают и неуспешные, как в «Снегурочке» или в случае родных дочек мачехи) заканчиваются обретением жениха, находит своего мужчину и Амели.


Для всех, кому интересен психоанализ фильмов как метод работы со своим внутренним миром, открыт психоаналитический онлайн-киноклуб. Он будет работать по воскресеньям. Ведущая – сотрудник Юго-Восточного Института Психоанализа Юлия Тимофеева. Прочитать о киноклубе подробнее можно здесь. На первой встрече будем говорить о судьбоаналитических браках на примере фильма Роже Вадима «Опасные связи», затем о женской судьбе с фильмом "Пианино". За подробностями обращайтесь ко мне в личку (arhetip_v)

Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →