?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Дарденнская операция
foma_pukhov wrote in drugoe_kino
Начну с пары не риторических, а потому глупых вопросов. Вы когда-нибудь были ребёнком? Ага. А вы когда-нибудь катались на велосипеде? Замечательно. Значит, я такой же, как все.

Сила сопричастности - и есть волшебная сила искусства. Чем привычнее обстоятельства, тем ниже порог сопротивляемости зрительского сердца. Спросите об этом у неореалистов, спросите об этом у Трюффо и компаньонов. С этой точки зрения расчёт авторов картины
Le gamin au vélo безупречен. Как безупречен и центральный образ: что может лучше выразить смысл кинематографа как эстетического явления, чем ребёнок - тайник иллюзий, фантастических грёз и необузданных мечтаний - и велосипед, стремительное мелькание спиц которого сливается в сплошной металлический круг, как "движущиеся картинки" образуют единое целое. Кинопроектор и велосипед - близкие родственники, пусть и не братья, как Дарденны. Их отношения сродни связи дяди и племянника: один привык преодолевать расстояние по старинке, упорным механическим усилием, другой не менее покладист плюс моложе и прогрессивнее. Для племяша ни время, ни пространство не являются значительным препятствием - было бы воображение. Так давайте, круглоколёсые, обнимитесь после затяжной разлуки и почеломкайтесь рамами!

И вот - долгожданная встреча. Но постойте - это же не велосипеды вовсе! Это человеки! И один другого вовсе не по-племяннически папкой зовёт. И тот, что папка, едва скрывает стыдливое раздражение, и телефон записывает из чувства неведомого долга, и соусы горячие только помешать даёт, но уж никак не попробовать. А потом  и открестится от родного голодранца. Сволочь, конечно, папка-то. Спросите об этом у неореалистов, спросите об этом у Годара и компаньонов. Они кивнут и, деловито шмыгнув носом, добавят: "Но и Дарденны не лучше".

Простая история. История ребёнка, брошенного отцом, подобранного парикмахершей, впоследствии брошенной любимым человеком, хотя кто кого подобрал - ещё вопрос. Правда, не слишком интересный. Интереснее другое: почему на написание сценария был затрачен целый год? Потому ли, что велосипед похож на символ "бесконечность", а терпение руководителей Canal+ - нет? Цепочка примитивных реакций, стандартных ходов, опостылевших нравоучительных посылов. С незапамятных времён мир обвиняют в мизантропии, мужчин объявляют бессердечными подлецами и трусами. А вот женщина, по Дарденнам, существо странное и безусловное - покинутая, она тянется к отверженному, востребованная мужчиной, она заменяет ему ребёнка и обесценивает важность отцовства. Дети - они и есть дети. Сочувствие к преддверию человека нельзя вменить в заслугу. Получается эдакий многоугольный шаблон, который как ни поверни, он останется правильным и бесполезным. Усердное конспектирование учебника по этике, изредка прерываемое трагической музыкой Бетховена. "А я его не убью?" - "Да нет, только держи биту пониже". Оправдание дегенеративного насилия семейными проблемами и наивной доверчивостью. Финал с претензией на приз экуменического жюри.

Мы меряем искусство не жизненной правдой, а правдоподобием. Единственный путь к достижению правдоподобия - внятно рассказанная история. История, а не наспех сочинённая заметка о неистребимости жизни. Вселенная, а не n-угольник. Только дураку и каннскому ареопагу придёт в голову похвалить лжеца за мастерство сводить концы с концами: все плохие потому, что... люди парами живут, а ребёнок не может быть плохим потому, что... сирота.

Так "Мальчик с велосипедом" превращается в знамя современного авторского кинематографа, где сюжет регулярно подменяется набором моралистических догм. Зритель падает с дерева, лежит некоторое время без движения, затем встаёт, отряхивается, но велосипеда под деревом нет - он давно переплавлен в металлическую инсталляцию и пылится в галерее актуального искусства.


promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Просто Дарденны давно уже стали совестью европейской буржуазии.Ни одно жюри не оставит без внимания очередную язву на теле общества.А они этим пользуются и бесконечно тиражируют и цитируют своего первенца "Розетту" при этом ничего не меняя и не показывая ничего нового.Цвета добавили,да камеру немного осадили,пригладили,так сказать,адаптировали для более широкой аудитории.Мне было скучно,хотя фильм неплохой,если не смотреть всего того,что они снимали ранее.

"Дарденны давно уже стали совестью европейской буржуазии" - Не-не, это место за столиком зарезервировано Ларсом фон Триром и Михаэлем Ханеке.
"цитируют своего первенца "Розетту" - Более того. Это унылые вариации даже не оригинальны. Это перепевы "Мушетт" Брессона, правда, увиденного глазами Мориса Пиала.

Ну Триер-то экспериментирует,говорит о разных вещах,дополняет какими-то аллегориями,метафорами.Мне хотя-бы интересно его смотреть.
У них же все эти психологические социалки в одной и той же стилистике,как под копирку,даже сюжеты где-то перекликаются-скучно.

"Триер-то экспериментирует" - Да какие же это эксперименты? Мы все эти эксперименты у Пабста ещё в конце 20-х видели. И заранее знаем, какой результат у эксперимента. Это имитация экспериментирования, такой псевдоавангард, как кетчуп к несвежей котлете, чтобы вкус и запах притушить.
"в одной и той же стилистике" - Ну это, конечно, верно. Деррида сказал бы: "гипертекст".
"скучно" - Это тоже критерий. Большое Важное Искусство должно быть скучным и унылым. А иначе просто развлечение какое-то. И на Берлинском Кинофестивале ничего не дадут и в "Сайт энд Саунд" не напишут.

Хорошая рецензия. Точно передаёт моё ощущение от кинематографа братьев Дарден. Зря им Кроненберг приз давал, зря...

Спасибо за статью.

По-моему, простое, доброе, жизненное французское кино.
Я не нашел для себя поводов для "Ах!"

Жизненное кино - странная постановка вопроса. Фильм беспомощен, а такая доброта, проистекающая из высокомерного морализма, по сути равна немотивированному насилию.

А это и не вопрос, это определние.

  • 1