alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

"Девочка, хочешь сниматься в кино?"

Вопрос, вынесенный в название поста, в 70-е годы был стандарной зазывалочкой, с которой советский педофил обращался к облюбованной нимфетке (хотя это вроде бы инсайдерсакая информация, но, поскольку в душной полукоммунальной атмосфере застоя все всё знали - хотя при этом обо всём помалкивали, тактика заарканивания папиками лолиток являлась секретом Полишинеля), и одновременно названием удивительно унылого фильма о «проблемах взросления», где реальные проблемы подменялись типичной карнавализацией. О карнавализации советского детского кино в буквальном смысле, то есть о транссексуальных фантазиях советских культуртрегеров, выразившихся в переодевании девочек мальчиками и мальчиков девочками мы поговорим в другой раз, а пока что вспомним, что к середине 70-х вопрос «Девочка, хочешь сниматься в кино?» не задавался всерьёз никогда. Ибо к этому времени заранее было известно, какая именно девочка будет сниматься в кино, так что и вопрос был излишним.
Но кто из девочек снимался в кино в то десятилетие? Кто был «лицом советского детского кинематографа»? Кто был «советской Ширли Темпл»? Я назову вам имя: Рита Сергеечева. Помните такую? Полагаю, что если и вспоминаете, то с трудом.




Не хочу касаться её моральных качеств и трудной судьбы. Вполне вероятно, что она действительно добрый и сильный человек, и что больные её любили, когда она из обнищавшего в перестройку кинематографа ушла во врачи. Речь не об этом. А о том, что она была плохая актриса. У неё не было ни малейшего признака киногении.
Рита Сергеечева была некрасива. И даже эта некрасивость была банальна, не эксцентрична. Маленькие глазки, прячущиеся за распухшими веками без ресниц, грубый голос, неуклюжие движения, неумение изобразить элементарные эмоции - Рита была воплощением позднесоветского «кино без кино». Откуда она вообще взялась? Ответ прост, как правда: она была протеже Ефима Копеляна. Советские семидесятые стали эпохой триумфа личных связей. Блат был высшей точкой эволюции совка. Всё происходило «по блату», а исключения из этого правила лишь вызывали неподдельное удивление. Мафиозная семейственность пронизывала все сферы советской жизни и если припомнить поговорку «на детях гениев природа отдыхает», то постепенное, неуклонное, как «Болеро» Равеля, падение уровня всего на свете в рамках советской цивилизации было неизбежно.
Вот так Рита Сергеечева и оказалась в кино - широкая длань Ефима Копеляна распахнула перед ней двери на съёмочную площадку. «Хочешь сниматься?» Нет проблем!
Ну, ладно, всё было более-менее адекватно, когда в унылой «ленфильмовской» продукции Рита с хмурым видом слоняется по пыльной декорации коммуналки среди «странных взрослых», в конце концов, этот фильм не для детей и не о детях... Между прочим, в невнятном «продолжении» этого фильма рядом с тюфякообразной Ритой Сергеечевой блеснул юный эльф Никита Михайловский, показавший, что такое настоящая магия кино. Но всё равно это было не для нас, не для детей.
Зато для детей была экранизация роскошной, авантюрной, с оттенком сюрреализма, «Сказки о ветре в безветренный день» Софьи Прокофьевой, вышедшая под названием «Пока бьют часы», и вот там Рита Сергеечева оказалась решительно неуместна. От героини требовался романтизм, гибкая пластика, умение танцевать и радоваться жизни, а юный зритель получил суетливое нервное дерганье вместо изящного скольжения. Подбирались ли девочки на эту роль? Был ли конкурс? Похоже, что нет. Похоже, что «там всё схвачено», как любили выражаться в период застоя советские люди.
Рита шла по фильмам, топча то немногое, что там ещё оставалось живого, но это никого особенно не беспокоило. В конце концов, советские кинематографисты снимали свои фильмы не для зрителя и гордились, когда их фильмы проваливались в прокате. Зрительский успех был подозрителен и свидетельствовал о «потакании низменным вкусам толпы». Поэтому плохая, неточная, бездарная игра Риты Сергеечевой оказалась востребована, а красивым талантливым девочкам сакраментальный вопрос о желании сниматься в кино задавался крайне редко.
Можно ли из всего этого извлечь мораль? Можно. Например, можно сказать, что неубедительная игра Риты Сергеечевой, всё время выглядевшей так, будто она неохотно и неумело притворяется, то есть, попросту врёт, была ещё одним аргументом в пользу такого распространённого позднесоветского цинизма. Дети, они ведь впечатлительные и легко попадают под влияние - особенно под влияние героев кинофильмов. Девочка, демонстративно легко лгущая на экране (плохая актёрская игра - всегда ложь), это прекрасное подспорье в азарном распространении презрения всех ко всем.
И можно подумать, будто я пишу о Рите Сергеечевой почти с ненавистью. Но нет. Ненависти к ней я не испытываю и не считаю её хоть в чём-то виновной. Разве в чём-то виновен кукушонок, выбрасывающий из гнезда птенца певчего дрозда, чтобы жадно поедать приносимых к гнезду вкусных червячков? Кукушонок невинен. Он просто следует своему инстинкту. Вот и Рита Сергеечева, неталантливая девочка, просто была невинным солдатиком огромной армии социальной энтропии, растлевавшей, разъедавшей мир моего детства, сеявшей ложь, цинизм, равнодушие.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 150 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →