?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Взятие власти
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Роберто Росселини - великий режиссёр. Прославился он в период неореализма, но настоящие шедевры создал намного позже зенита своей славы и потому некоторые (может быть, самые прекрасные) его работы известны были в основном умникам уровня покойной Сьюзен Зоннтаг, а мимо внимания "ведущих колумнистов" как-то проскочили.
К числу сих "неведомых шедевров" относится и "Взятие власти Людовиком Четырнадцатым".
Это что-то вроде фильма-хроники, нарочито лишённый внешней занимательности. Вся суть - в демонстрации механизма взятия власти.
Людовик, некрасивый молодой человек маленького роста, лишённый обаяния, при смерти кардинала Мазарини, который его поддерживал, оказывается перед необходимостью... выжить.



Фильм начинается с того, что крестьяне, работающие около Венсенского замка, рассуждают, что король - такой же человек, как и все остальные и, посмеиваясь, с намёком говорят, что кузену короля в Англии отрубили голову. Сам король в разговоре с вдовствующей королевой, рвущейся к власти через его голову, вспоминает времена Фронды, когда и сам чуть не очутился на эшафоте. Самый богатый и могущественный человек Европы - суперинтендант Фуке - ни в грош не ставит короля и с удовольствием демонстрирует свою власть, в том числе финансовую, любит напоминать, что король должен ему, Фуке, миллионы золотых ливров.
Людовик загнан. Остаться в живых (тем более на троне) он может, лишь став чьей-то марионеткой, приняв правила игры, в которую играют все окружающие. Эти самые "все" считают Людовика сентиментальным и вялым, но король оказывается трезвым, дальновидным, предельно честным человеком. Он отказывается от завещания Мазарини, предлагающего ему миллионы (ибо королю не должно принимать подачки от подданых), мгновенно, без всякого закона и без внешнего повода, расправляется с Фуке и выдвигает концепцию Короля-Солнце. Людовик, ради спасения своей жизни, своей короны, но, в конечном счёте, ради спасения разрываемого коррупционерами общества, буквально с пустого места создаёт абсолютизм, его эстетику и идеологию. Всё должно зависеть от короля. Даже мода - Людовик сознательно вводит дорогостоящую моду на кружева и ленты, чтобы дворяне больше тратили на костюмы (а текстильная промышленность в руках короля). Строится Версаль - место, где избранные дворяне будут иметь счастье лицезреть короля - в начале фильма они к нему только что спиной не поворачиваются. Сложнейший ритуал, первоначально смешной, в конце фильма - поразительно совершенный, превращает невзрачного человечка в полубога. Короля играет свита, культуру создают в прагматических целях, заводят её, как механизм, и она движется именно в том направление, которое предусмотрено программированием.
Сам Людовик, в отличие от своих бесчисленных экранных и романных двойников, не сибарит, не властолюбец, не самовлюблённый мономан, он не получает от помпезного представления ни малейшего удовольствия и движет культуру, подчиняясь велению долга. Это подвижник, взваливший на себя всю тяжесть ответственности за вверенное ему государство - "король, до кончиков ногтей король".

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
я видел этот фильм... действительно интересное кино.

где-то эту рецензию вы уже публиковали :). года эдак 2-3 назад. и, что характерно, больше об этом замечательном фильме никто так и не написал за все время.

Только давным-давно у меня в журнале, когда там читателей было с гулькин нос. Возможно, кто-то сплагиатил или сделал перепост.

Сомневаюсь, что такая трактовка исторически достоверна. Беспринципный, циничный и мелкий тиран с преьензиями на интеллект - "Франция = это я", "На их месте я бы взбунтовался" и т.д. Его вклад в культуру скорее негативный - в том смысле, что он ограничил область искусства гламуром в ущерб остальным направлениям.

"Его вклад в культуру скорее негативный" - У меня прямо противоположное мнение.
"в ущерб остальным направлениям" - Каким, например?

Разве нет искусства кроме гламурного? При "короле-солнце" Франция обнищала и деградировала, в то время как ее ближайшие соседи - Англия и Испания - богатели и развивались. Но здесь не место, наверное, спорить об истории - мой тезис в том, что человек, захвативший абсолютную власть и использовавший ее лишь для развлечения, не заслуживает уважения.

"Разве нет искусства кроме гламурного" - Вы не уклоняйтесь от ответа на прямой вопрос. Какие искусства были "задавлены" тем, что вы называете "гламуром"?
"При "короле-солнце" Франция обнищала и деградировала, в то время как ее ближайшие соседи - Англия и Испания - богатели и развивались" - Вы ошибаетесь. Мне не хочется вдаваться в подробности и приводить факты, потому что это завело бы нас слишком далеко.
"Но здесь не место, наверное, спорить об истории" - Да.
"человек, захвативший абсолютную власть и использовавший ее лишь для развлечения, не заслуживает уважения" - Бесспорно, но это не тот случай. И даже безотносительно реальности - в фильме это не тот случай.

  • 1