alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Взятие власти

Роберто Росселини - великий режиссёр. Прославился он в период неореализма, но настоящие шедевры создал намного позже зенита своей славы и потому некоторые (может быть, самые прекрасные) его работы известны были в основном умникам уровня покойной Сьюзен Зоннтаг, а мимо внимания "ведущих колумнистов" как-то проскочили.
К числу сих "неведомых шедевров" относится и "Взятие власти Людовиком Четырнадцатым".
Это что-то вроде фильма-хроники, нарочито лишённый внешней занимательности. Вся суть - в демонстрации механизма взятия власти.
Людовик, некрасивый молодой человек маленького роста, лишённый обаяния, при смерти кардинала Мазарини, который его поддерживал, оказывается перед необходимостью... выжить.



Фильм начинается с того, что крестьяне, работающие около Венсенского замка, рассуждают, что король - такой же человек, как и все остальные и, посмеиваясь, с намёком говорят, что кузену короля в Англии отрубили голову. Сам король в разговоре с вдовствующей королевой, рвущейся к власти через его голову, вспоминает времена Фронды, когда и сам чуть не очутился на эшафоте. Самый богатый и могущественный человек Европы - суперинтендант Фуке - ни в грош не ставит короля и с удовольствием демонстрирует свою власть, в том числе финансовую, любит напоминать, что король должен ему, Фуке, миллионы золотых ливров.
Людовик загнан. Остаться в живых (тем более на троне) он может, лишь став чьей-то марионеткой, приняв правила игры, в которую играют все окружающие. Эти самые "все" считают Людовика сентиментальным и вялым, но король оказывается трезвым, дальновидным, предельно честным человеком. Он отказывается от завещания Мазарини, предлагающего ему миллионы (ибо королю не должно принимать подачки от подданых), мгновенно, без всякого закона и без внешнего повода, расправляется с Фуке и выдвигает концепцию Короля-Солнце. Людовик, ради спасения своей жизни, своей короны, но, в конечном счёте, ради спасения разрываемого коррупционерами общества, буквально с пустого места создаёт абсолютизм, его эстетику и идеологию. Всё должно зависеть от короля. Даже мода - Людовик сознательно вводит дорогостоящую моду на кружева и ленты, чтобы дворяне больше тратили на костюмы (а текстильная промышленность в руках короля). Строится Версаль - место, где избранные дворяне будут иметь счастье лицезреть короля - в начале фильма они к нему только что спиной не поворачиваются. Сложнейший ритуал, первоначально смешной, в конце фильма - поразительно совершенный, превращает невзрачного человечка в полубога. Короля играет свита, культуру создают в прагматических целях, заводят её, как механизм, и она движется именно в том направление, которое предусмотрено программированием.
Сам Людовик, в отличие от своих бесчисленных экранных и романных двойников, не сибарит, не властолюбец, не самовлюблённый мономан, он не получает от помпезного представления ни малейшего удовольствия и движет культуру, подчиняясь велению долга. Это подвижник, взваливший на себя всю тяжесть ответственности за вверенное ему государство - "король, до кончиков ногтей король".
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments