Иван Гобзев (gobzev) wrote in drugoe_kino,
Иван Гобзев
gobzev
drugoe_kino

Categories:

Меланхолия

Един­ст­вен­ное, че­му сто­ит удив­лять­ся при про­смо­т­ре «Ме­лан­хо­лии» Лар­са фон Три­е­ра, это то, по­че­му фильм идёт толь­ко два ча­са, а не три или да­же че­ты­ре. Ведь мы зна­ем, Три­ер мо­жет се­бе это поз­во­лить – всё рав­но бу­дут смо­т­реть, му­чить­ся, но смо­т­реть. В этом спе­ци­фи­ка эс­тет­ско­го ки­но, его смо­т­ришь не ра­ди раз­вле­че­ния, а ра­ди… Слож­но ска­зать од­но­знач­но, ра­ди че­го, на­вер­но, ра­ди му­че­ния. Ма­зо­хизм, по­хо­же, важ­ная со­став­ля­ю­щая ин­тел­лек­ту­аль­но­го (ес­ли мож­но так вы­ра­зить­ся) ки­но.
Что та­кое «Ме­лан­хо­лия»? Это два с лиш­ним ча­са не­спеш­но­го, то­ми­тель­но­го, ус­та­ло­го рас­ска­за о кон­це све­та. Воз­мож­но, ко­нец све­та – это лишь ме­та­фо­ра, не­важ­но, ос­нов­ное зна­че­ние у Три­е­ра име­ет спе­ци­фи­ка по­ве­ст­во­ва­ния, сам язык и стиль. Глав­ная ге­ро­и­ня (Кри­с­тен Данст), утом­лён­ная жиз­нью не­вра­с­те­нич­ка лёг­ко­го по­ве­де­ния, вы­хо­дит за­муж. Вро­де бы всё хо­ро­шо, кра­си­во и бла­го­по­луч­но, и ожи­да­ет её бле­с­тя­щее бу­ду­щее, но нет, ей всё не так, всё не по ней, на­ст­ро­е­ние у неё пло­хое, му­жа она не лю­бит, ей скуч­но и хо­чет­ся че­го-то не пой­ми че­го или же во­об­ще ни­че­го не хо­чет­ся. В те­че­ние всей свадь­бы (а это до­ста­точ­но дол­гий пе­ри­од про­смо­т­ра) она ма­ет­ся в ка­д­ре, и зри­тель ма­ет­ся вме­с­те с ней. Что и го­во­рить, ма­ет­ся она ве­ли­ко­леп­но, по-три­е­ров­ски, тща­тель­но оты­г­ры­вая все ню­ан­сы дви­же­ний ду­ши. За­тем гос­ти разъ­ез­жа­ют­ся и на­сту­па­ет сле­ду­ю­щий день, и в кар­ти­не ос­та­ют­ся че­ты­ре пер­со­на­жа – ре­бё­нок и взрос­лые, чьи ро­ли ис­пол­ня­ют Данст, Шар­лот­та Ген­сбур, Ки­фер Са­зер­ленд. К со­жа­ле­нию, Стел­лан Скарсгорд и Джон Херт по­ки­да­ют сце­ну. Де­ло про­ис­хо­дит в том же зам­ке, где бы­ла уто­ми­тель­ная свадь­ба. Ста­но­вит­ся из­ве­ст­но, что к Зем­ле при­бли­жа­ет­ся пла­не­та с иди­от­ским на­зва­ни­ем «Ме­лан­хо­лия». Вро­де бы, по вы­чис­ле­ни­ям учё­ных, она долж­на прой­ти ми­мо, но сов­сем ря­дом с Зем­лей. Од­на­ко зри­тель уже зна­ет, что «Ме­лан­хо­лия» вре­жет­ся в Зем­лю – это по­ка­зы­ва­ет­ся в пер­вые ми­ну­ты филь­ма. По­жа­луй, са­мый кра­си­вый эпи­зод – пред­две­рие столк­но­ве­ния, ког­да под воз­дей­ст­ви­ем гра­ви­та­ции при­бли­жа­ю­ще­го­ся ог­ром­но­го не­бес­но­го те­ла пре­об­ра­жа­ет­ся при­выч­ный зем­ной мир. При­ят­но, что Три­ер не по­ле­нил­ся изо­б­ра­зить это ре­а­ли­с­тич­но и в то же вре­мя по­этич­но, а не ог­ра­ни­чил­ся схе­ма­ти­че­с­кой кон­ста­та­ци­ей фак­та: «Столк­ну­лись не­бес­ные те­ла, всё по­гиб­ло и все умер­ли». Но в ос­таль­ное вре­мя, по­ми­мо эпи­зо­дов, свя­зан­ных не­по­сред­ст­вен­но с ка­та­ст­ро­фой, воз­ни­ка­ют греш­ные мыс­ли, что не­пло­хо бы­ло бы пе­ре­мо­тать впе­рёд, по­то­му что ведь зна­ешь – сей­час толь­ко пять­де­сят ми­нут про­шло, а зна­чит, впе­ре­ди ещё семь­де­сят! И это зна­ние, не­смо­т­ря на то, что вро­де бы име­ешь де­ло с на­сто­я­щим про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ст­ва, здо­ро­во огор­ча­ет. По­это­му Три­е­ру в бу­ду­щем луч­ше бы ста­рать­ся скры­вать до по­след­не­го хро­но­ме­т­раж филь­ма, что­бы зри­тель мог на­де­ять­ся – а вдруг он идёт все­го пол­то­ра ча­са? Или да­же час двад­цать? Впро­чем, сей­час, ког­да этот фильм вы­шел на DVD, ни­что не по­ме­ша­ет его смо­т­реть как угод­но.
Но че­го не от­нять у «Ме­лан­хо­лии» – это бле­с­тя­щей ра­бо­ты ак­тё­ров. Ма­ло у ка­ко­го дру­го­го ре­жис­сё­ра они иг­ра­ют так тон­ко, по­дроб­но и глу­бо­ко. Фи­наль­ный эпи­зод с Шар­ло­ттой Ген­сбур под­тверж­да­ет этот те­зис – она за­став­ля­ет со­пе­ре­жи­вать ей, про­жи­вать вме­с­те с ней её чув­ст­ва, боль, го­ре, мыс­ли о сы­не, па­ни­ку и весь ужас си­ту­а­ции. Но это­го фи­наль­но­го эпи­зо­да ещё нуж­но дож­дать­ся, про­ди­ра­ясь сквозь уны­лые де­б­ри бес­соз­на­тель­ных блуж­да­ний глав­ной ге­ро­и­ни. По­это­му, что­бы не стра­дать ду­шой и не те­рять вре­ме­ни, смо­т­ри­те толь­ко пер­вые и по­след­ние пять ми­нут «Ме­лан­хо­лии».
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments