Ченси Гарденер (shotlandez) wrote in drugoe_kino,
Ченси Гарденер
shotlandez
drugoe_kino

Category:

Алексей Саморядов и Петр Луцик: несостоявшийся миф (окончание)

Одна из последних прижизненных фотографий А. Саморядова (слева, фото - А. Тягны-Рядно).

После смерти друга и соавтора, который играл в творческом тандеме ведущую роль («Он был главный, я – помогающий», – признавался П. Луцик в одном из интервью), он решает ставить фильмы сам. В основу «Окраины» - пост-модернистского макабра, стилизованного под героические кинополотна  сталинской эпохи, лег сценарий под названием «Хорошие люди». Но к концу девяностых история «подпольных» фермеров-миллионеров, которые вступают в жестокую схватку с рэкетирами, стала неактуальной. В новом сюжете сами фермеры становятся жертвами предпринимателей–нефтяников, которые выживают станичников с их земель, и те с винтовками в руках идут «искать правду».

Критики упрекали фильм в жестокости и подстрекательстве к бунту, фактически, он не был допущен к прокату. По словам А. Чеботаева, который принимал участие в финансировании подготовительного периода «Окраины», П. Луцику приходилось самому ездить с фильмом по городам и организовывать показы. Хотя благодаря скандалу «Окраина» стала по-настоящему культовым фильмом. (То есть маргинальным произведением, которое снискало славу в определенных кругах при полном отсутствии маркетинга и рекламы.) Но проблема была в другом: фильм получился слабоват. Это хорошо понимал и сам автор, который признался в интервью, которое дал кинокритику Виктору Матизену: «Я снял плохой фильм».
Бедой «Окраины» стали условные герои «из народа», которые под музыкальное сопровождение из классического «Чапаева» (1934, реж. Георгий и Сергей Васильев) изъяснялись сентенциями персонажей Андрея Платонова. От сочных и полнокровных героев прежних работ остались бледные стилизованные тени.
Драматургию А. Саморядова и П. Луцика реабилитировала постановка «Дикого поля»(Незадолго до смерти этот фильм планировал ставить сам П. Луцик.) М. Калатозишвили, в отличие от своих предшественников, обошелся со сценарием предельно бережно – насколько это было возможно спустя полтора десятка лет после его создания. История жизни и смерти доктора Мити, которого после окончания мединститута отправляют работать в степную глушь, по традиции смешивала самым причудливым образом экзистенциальную притчу и прямые заимствования из американской массовой культуры.
(Например, находка с почвой, куда закапывают мертвых, чтобы вернуть их к жизни, подсмотрена в кинокомиксе «Шина – королева джунглей» (1994, реж. Джон Гиллермин.) 
Фильм М. Калатозишвили стал не только наиболее удачным воплощением на экране драматургии А. Саморядова и П. Луцика. Ставший легендарным сценарий, помноженный на очень удачный кастинг и неброскую, но точную режиссуру, сделал «Дикое поле» одним из наиболее заметных российских художественных фильмов  последнего времени.
В новейшее время (как минимум, последнее десятилетие) в российском кинематографе так и не появился драматург такой же значимости и величины: мифотворец с одной стороны, и с другой – укорененный в реальности художник, тонко чувствующий свое время. При этом нельзя не отметить парадоксальность положения, которое занимают А. Саморядов и П. Луцик в истории российского кино – гениальные сценаристы, которые, между тем, практически не оказали заметного влияния на кинопроцесс своего времени. Даже опосредованно: российская «чернуха» не началась с «Савоя» и не завершилась «Окраиной».  (Скорее, точкой отсчета нужно считать «Маленькую Веру» (1988, реж. Василий Пичул).
Точнее всего будет сказать, что наследие драматургов занимает нишу где-то между литературой и кинематографом – положение, уникальное даже для российского кино с его традицией киноповестей.
Что касается дальнейшей кинематографической судьбы текстов А. Саморядова и П. Луцика, то постановка нереализованных в свое время сценариев (например, «Анны» или «Северной одиссеи») сегодня лишена смысла – эти истории остались в своем времени. Возможно, с учетом растущего дефицита сценарных идей и, как результат, интереса к римейкам популярных советских фильмов, когда-нибудь мы увидим осовремененную версию «Детей чугунных богов». Но качество современных римейков таково, что оригинальный фильм Т. Тота 1992 года зрители будут вспоминать с ностальгией по «старому доброму кино» - которое, между тем, талантливым и добрым было в самую последнюю очередь.
Tags: Дикое поле, Окраина, Петр Луцик и Алексей Саморядов
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Community