Ченси Гарденер (shotlandez) wrote in drugoe_kino,
Ченси Гарденер
shotlandez
drugoe_kino

Category:

Алексей Саморядов и Петр Луцик: несостоявшийся миф (продолжение)

Олег Меньшиков в роли Андрея Плетнева ("Дюба-Дюба")

Любопытно, что на фоне лучших картин девяностых, которые в большинстве своем сложны для восприятия, сценарии А. Саморядова и П. Луцика содержали сильный коммерческий потенциал. Несмотря на то, что ведущий мотив их драматургии – это вполне «перестроечная» тема поиска человеком своего места в новой, враждебной среде, сценарии А. Саморядова и П. Луцика выстроены по всем правилам голливудской кинодраматургии. Главные слагаемые драматургии А. Саморядова и П. Луцика – это переосмысление опыта американского жанрового кино (по воспоминаниям матери П. Луцика, его любимыми фильмами были «Человек дождя», «Охотник на оленей», «Взвод», «Прирожденные убийцы» и картины с Клинтом Иствудом), сочные народные типы и способность рассказать любую увлекательную историю в виде притчи.
А. Хван и Т. Тот, купившись на притчеобразность историй А. Саморядова и П. Луцика, ориентировались в своих постановках на европейский «арт-хаус» в его общепринятом понимании как фильма претенциозного и скучного.
Несмотря на то, что в одной картине преданные поклонники умудряются разглядеть философские глубины, а в другой – увидеть притчу о непостижимом русском характере, и «Гонгофер»,  и «Дети чугунных богов» - 100% трэш.  Ожидаемо, что когда иностранный режиссер собирается снимать картину из русской жизни, рано или поздно в кадре появится танцующий на цепи медведь.
«Нам стыдно его смотреть, - признался П. Луцик после премьеры «Детей чугунных богов». - Я сам работал на прокатных станах, был вальцовшиком. Чудовищная работа. Выскакивает раскаленная полоса из печи: чуть зазевался — прошьет насквозь. В «Детях чугунных богов» ничего этого нет. А вы все в восторге...»
«Понимаете, мы не стремились к тому, чтобы наши персонажи были идиотами, - сокрушался А. Саморядов. - Они нормальные люди, у них есть жены, дети, они умеют радоваться и страдать. А здесь получились монстры... У нас должны были быть прекрасные люди, а не эти уроды».
Галерею «уродов» вполне естественно продолжает «Гонгофер». Но сделанные на более высоком профессиональном уровне «Дюба-дюба» и «Савой» еще острее отражают непонимание постановщиками драматургического замысла.
«Дюба-Дюба» в наследии Саморядова и Луцика занимает особенное, чтобы не сказать – центральное место как работа, в которой собрано наибольшее количество автобиографических мотивов. Например, Джаник, который одолжил студенту-сценаристу Андрею Плетневу маску старухи, в которой тот пытал подпольного советского миллионера – это актер и режиссер Джаник Файзиев, соученик А. Саморядова и П. Луцика по ВГИКу и хороший их приятель. Актер и сценарист Дмитрий Воронков, также близко знавший драматургов, подтвердил нам правдивость расхожей истории о том, как пьяный П. Луцик стрелял из пистолета по соседним крышам. Другой выходец из ВГИКа, Рената Литвинова, и вовсе считает, что «…они с Луциком писали истории не из головы, а из своей жизни». Но это субъективно и упрощенно: странно было бы допустить, что успешнейшие драматурги, у которых «выпадали из карманов пачки денег», промышляют гоп-стопом в ресторанных сортирах.
Трактовок «Дюбы-Дюбы» много, но наиболее близкая к истине – понимание этой истории как такого себе «8 ½» от А. Саморядова и П. Луцика.  То есть произведения, в котором художник, оказавшись в состоянии творческого тупика, но перед лицом подписанного контракта (в данном случае – срока защиты дипломной работы), создает историю об экзистенциальном кризисе художника,  свободно перемешивая фантазии с биографическим и псевдо-автобиографическим фактажом. «Нет невозможных сюжетов», - утверждает Плетнев в ключевом диалоге картины.
В итоге у А. Хвана получился уникальный образец Film Noire – жанра, прямо скажем,  экзотического для российского кино.  Но нелинейное повествование фильма делает его малопонятным, запутанным и временами просто двусмысленным. «Некоторые мои знакомые, с восхищением отзывавшиеся о сценарии «Дюба-Дюба», просто не смогли досмотреть фильм до конца», - вспоминала доцент ВГИКа Вера Тулякова. (В ее сценарной мастерской учились А. Саморядов и П. Луцик.)
Другой главный мотив этой истории – попытка интеллигента найти свое место в криминальной революции. Несмотря на актуальную для своего времени тему, ее разрабатывал только Владимир Хотиненко в своем фильме «Макаров» (1993). Но этот фильм нельзя простить авторам хотя бы за карикатурные образы представителей провинциальной творческой интеллигенции. «Савой», написанный еще в 1986 году (оригинальная киноповесть называется «Праздник саранчи»), исследует эту тему наиболее пристально.
Это «программное» произведение, в котором отразились все будущие темы и конфликты драматургии А. Саморядова и П. Луцика, они написали на втором курсе. (Правда, драматурги потребовали снять свои фамилии из титров фильма: сценарист попросту не указан.) Первая же экранизация оригинального сценария драматургов показала грубое искажение логики развития характера главного героя, которое в будущем станет нормой. Так персонажи «Савоя», «Детей чугунных богов» и «Лимиты», которым суждено было стать киногероями нового времени, превратились в экранных «уродов».
В тексте «Праздника саранчи» нет ни одного случайного жеста, ни одного лишнего слова – это жестко выстроенная структура. Уберите один кирпичик, и обвалится вся стена. Слабовольный, истеричный герой «Праздника саранчи» оказывается в средневековых реалиях советского востока и, продвигаясь от одного испытания к другому, становится изворотливее, жестче, сильнее. Всего четыре месяца отделяет раба на каменоломне от «авторитетного» подручного райкомовского князька. И когда этот вчерашний инженер идет по базару, перед ним «расступаются люди». Но стоило выбросить эту сцену из фильма, и «Савой» окончательно обретает черты типичного «кооперативного» фильма. Зачем герой «Савоя», вернувшись в Москву, застрелил официанта, который вытолкал его из ресторана? Непонятно: ведь он столько пережил для того, чтобы вернуться домой. Герой «Праздника саранчи» - воин, впитавший в себя азиатскую ментальность, и в Москву он вернулся только потому, что поссорился со своим сюзереном. А такой человек не спустит оскорбление «какому-то» официанту.


Окончание следует...
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Community