kinoumerlo (kinoumerlo) wrote in drugoe_kino,
kinoumerlo
kinoumerlo
drugoe_kino

Categories:

"Окраина" (Пётр Луцик, 1998), или Сказка про русский бунт

Русский народ любит сказки. Сказки у русского народа были всегда. Начиная с народных сказок, до сказок Пушкина, со сказки про доброго "батюшку-царя", до величайшей сказки XX века про "светлое будущее". В незамысловатых этих сказках русский народ всегда уповал на чью-то добрую волю, мол, придёт некая мифическая сила, - чудо-богатырь, золотая-рыбка, партия, - и беды все наши развеются. Напрашивается вопрос - почему русский народ так любит сказки? Да потому, что жить русскому народу всегда невмоготу. Только и остаётся, что надеяться на чудесное спасение.

В 90-е гг. жизнь, как известно, лучше не стала, скорей наоборот. Сказки множились. Но теперь всё чаще героем их становился какой-нибудь особенно отважный выходец из народа. Вспомнить того же "Брата" Балабанова, или "Ворошиловского стрелка" Говорухина, или даже "Не послать ли нам гонца?" Чикова. Но апофеозом подобной сказки, где русский народ сам, без постороннего вмешательства, разруливает свои проблемы, стала картина Петра Луцика "Окраина". Вот где сказка о народном герое дошла до своего логического конца, отразив, тем самым, глубинные народные мечты. Какие? Об этом чуть позже. 

Окраина

Фамилии рано ушедших от нас сценаристов Луцика и Саморядова, служат своего рода гарантом того, что картина, к которой они приложили руку, будет зрелищем неординарным и запоминающимся. Творившие в эпоху "лихих 90-х", они, как никто, сумели отразить царившее тогда настроение обречённости и безысходности. "Окраина", первая и, увы, последняя режиссёрская работа Луцика, стала вершиной творчества тандема.
Луцик, Саморядов

Итак, в этой ленте мы видим сказку. Правда, доброй её никак не назовёшь, да и хэппи-энд оказывается весьма сомнительным. Но всё же это сказка. Она ни на что не похожа в целом, и напоминает очень многое в деталях. Её мир соткан из противоположностей. Ловкая стилизация под героико-эпическую эстетику 30-50-х гг. сочетается с мотивами брутального творчества подпольщиков "некрореалистов" 80-х. На ваших глазах образы, напоминающие Чапаева, Кирова и Чкалова сойдутся в одном лице с садистами и каннибалами. Постмодернизм переплетётся с соцреализмом. Драма объединится с боевиком. Реальность – с абсурдом. Я обнаружил аллюзии даже на "Забриски Пойнт" Антониони и, - да простится мне, - на "Терминатора 2" Кэмерона. И просто удивительно, как используя типичные средства и приёмы других эпох, авторы смогли создать произведение, возможно, наилучшим образом характеризующее 90-е гг. Добавлю, что здесь есть мысль, есть мастерство, юмор, ирония, чуть-чуть только переходящая границы стёба, и, главное, - сильнейшая боль за нашу многострадальную родину.
Окраина, Луцик

Сюжет, вроде бы, типично сказочный. Уральских мужичков-крестьян "по закону" лишают земли. Теперь на месте, где они живут и работают испокон веков, будут добывать нефть. Мужички, уставшие от такого беспредела, идут от начальника к начальнику искать правды. И тут сказка приобретает нетипичные черты. Мужички, не смотря на всё своё желание "разобраться тихо", вынуждены жестоко (хотя и без особых сожалений) выпиливать начальников, так как те не спешат идти ни на какие компромиссы. Итог всего странствия оказывается воистину величественным. Алым пламенем полыхает Москва, в том числе Кремль и сталинские высотки. Мужички возвращаются к крестьянскому труду – на дряхлых тракторах, счастливые, пашут они бескрайние просторы своей убережённой земли.
Окраина, Луцик

Самое смешное, что подобный исход дел вызывает одобрение, будто сбывается та самая, глубинная мечта. Сказка-то она, конечно, ложь, но есть в ней тонкий намёк кое-каким молодцам: русский народ терпелив, но бунт его – беспощаден. При виде горящей Москвы, думается: "Поделом, всегда бы так, что с ними размусоливать". А когда наблюдаешь за пашущими мужичками – радуешься, ведь добились своего, молодцы, и несправедливость исправили. Невесёлые мысли возникают лишь оттого, что земли-то конца и края не видно, а тракторов – три штуки только. Негодяев наказали и правду отстояли, но дальше-то что? Кроме самих героев кому это надо? То есть, труд-то их, конечно, всем нужен. А вот встать в ряды этих мужичков найдётся мало желающих. Безысходность снова. Даже в сказке.

Окраина, Луцик

Subscribe

  • Джим Джармуш «Выживут только любовники»

    Выдам свою версию того, какой смысл я увидела в этом фильме, ничто ведь не мешает додумать свое с учетом того, что здесь написали другие. Несмотря…

  • Предел контроля (The Limits of Control, 2008)

    А не замахнуться ли нам на Джима, понимаете ли, нашего Джармуша? Есть фильмы на свете, которые голыми руками не взять. Их даже не пересказать!…

  • Выживут только любовники

    Вампирский проект Джима Джармуша, который был тепло встречен большинством киноманов и поучаствовал в разных конкурсах. Фильм про супругов вампиров…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Джим Джармуш «Выживут только любовники»

    Выдам свою версию того, какой смысл я увидела в этом фильме, ничто ведь не мешает додумать свое с учетом того, что здесь написали другие. Несмотря…

  • Предел контроля (The Limits of Control, 2008)

    А не замахнуться ли нам на Джима, понимаете ли, нашего Джармуша? Есть фильмы на свете, которые голыми руками не взять. Их даже не пересказать!…

  • Выживут только любовники

    Вампирский проект Джима Джармуша, который был тепло встречен большинством киноманов и поучаствовал в разных конкурсах. Фильм про супругов вампиров…