"Туринская лошадь" - лучшее, что я видел в кино. Это невыносимо прекрасно.
Когда мне было 15 лет, я посмотрел фильм Тарковского "Андрей Рублев". Я до сих пор помню оглушительное состояние после просмотра... я брел домой словно в каком-то бреду, в полусне, а перед глазами проходили черно-белые картины кинематографического сновидения. Тогда я открыл, что кино - это искусство, а не просто балаган.
Через 30 лет со мной случилось нечто подобное, уже полгода я думаю о фильме Белы Тарра "Туринская лошадь" и не могу смотреть никакое другое кино.
После премьеры на московском фестивале режиссера спрашивали, почему он больше никогда не будет снимать фильмы. Он просто ответил: «А разве вы не видели этот фильм?». Публика словно не поняла ответа. Зрители вновь и вновь задавали вопрос: почему? Один из вариантов ответа был такой: «Я поднялся на вершину холма».
Кто-то спросил, жалеет ли он своих героев? И вот, что ответил Тарр: «Чтобы жалеть кого-то, нужно находиться в положении лучшем, чем тот, кого жалеешь. Я не жалею их, я их люблю. Это другое».
Еще Тарр иронизировал над Ницше: вот, мол, сочинил «сверхчеловека»… И все же… бесконечный план, в котором возница, его дочь и лошадь скрываются за горизонтом, а потом возвращаются, является кинематографическим выражением великой и страшной идеи Ницше о вечном возвращении.
Community Info