Мария Игнатьева (m_ignatieva) wrote in drugoe_kino,
Мария Игнатьева
m_ignatieva
drugoe_kino

Category:

фон триер и божественное

 

У Фон Триера есть, по крайней мере, три религиозных фильма: «Рассекая волны», «Антихрист» и «Меланхолия».

В первом речь идет о любви, во втором о природе зла, в третьем о конце света.

Во всех трёх действует один и тот же приём: разоблачение метафоры, или доведение до абсурда некоего догматического понятия, с тем чтобы посмотреть, что из этого получится.

В «Рассекая волны» таким догматом является «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя»  (Ин. 15. 13). Героиня отдаёт свою плоть на растерзание мужланам и тем спасает своего мужа. Для нее, единственным даром которой является вера (слова самой героини),  удостоверение и свидетельство этого дара – чудотворная сила страдания. Грех не грех, поскольку убивает дающего и воскрешает принимающего. Спасение в этом фильме отождествляется с физическим исцелением, которое приходит за счёт использования пороков других людей. Не вера в традиционном смысле, но одержимость, в том же смысле.

Во всех трёх фильмах у Фон Триера вовсю орудует остроумие, оно сродни бунюэлевской «Виридиане», но что для испанца смех и грех, то для датчанина мрак и трюк. Это особенно видно в «Антихристе».

Здесь берётся и разворачивается идея первородного греха. Логический ход: раз грех пошёл от женщины, то и антихристу полагается быть женщиной.  Природа-роды-боль-наслаждение-смерть-убийство-воскресение – всё это составляющие одного органического целого: под одну и ту же прекрасную и духовную музыку родители совокупляются, а дитя падает из окна и гибнет, в одном и том же прекрасном лесу звери в муках и уродстве рождают зверёнышей, а один человек пытается убить другого. Символом этого органического целого является женщина: именно она и есть природа, рождающая, убивающая, безумная, хаотическая. Мужчина ничего не может с этим поделать, особенно если он прибегает к разуму и психологии. Единственное возможное противостояние и преодоление – религиозного свойства, дофрейдово средневековье, умевшее увидеть в женщине ведьму (тема диссертации героини). Современное сознание, наделившее женщину равными правами, фактически создало условия для антихриста: той природы, которой наплевать на цивилизацию, как наплевать на неё вулканам и землетрясениям. Жестокая сцена самооскопления есть не что иное, как самоубийство Иуды, и недоубитого его приканчивает персонаж, похожий на Иисуса. Никакой пародии на «Апокалипсис», скорее, «честное исследование».

В «Меланхолии» это наплевательство на цивилизацию принимает катастрофический размах, и виновницей разрушения становится другая женщина – звезда по имени Меланхолия.  Здесь разоблачаемым догматом является «Апокалипсис».  Мы имеем дело с красотой прямой трансляции с места ужаса, как в случае с терактом 11 сентября (см. подходящую к разговору статью Эпштейна "Ужас как высшая ступень цивилизации").


Красиво значит можно. Страшно значит правда. Фон Триер значит гениально.После большинства фильмов Фон Триера невозможно не думать о смерти и о некоторых предельных смыслах существования.  Это такая тоска по истине,  знакомая, должно быть, еретику и раскольнику,  ухватившему отрезанный ломоть, который постепенно сохнет у него в руках.    
Однако, жажду не утолить жаждой, и тот, кто выходит из зала с тревогой о своем существовании, оказывается заложником сложных игр великого иллюзиониста.  
Как
бы ни были сложны игры, сама установка (развинтить и собрать по-новому) примитивна.

 

Поэтому примитивны и выводы.
Вера без любви к Богу, разговор об антихристе без разговора о Христе и конец света без бессмертия души оказываются просто анекдотами от Фон Триера.  Очень красивая финальная сцена «Меланхолии» с очень сильно воздействующим звуковым фоном, по сути, очень смешна. Чем лучше сидение в шалаше, взявшись за руки, (реализованное предложение одной сестры) слушания музыки с рюмкой вина (предложение другой сестры)? Богатые тоже плачут (1 часть фильма) и богатые тоже умирают (2 часть). И в том, и другом виновата меланхолия, и она прекрасна.


Красота не спасает мир. Кино тем более: его иллюзионистская природа способна только отвлечь от реальности нашего мира и сознания, которое и без того смотрит на само себя сквозь образы кинематографа.

В том, что сам режиссёр говорит о «Меланхолии», есть большой смысл. Пересказываю своими словами (оригинал здесь):

"Я смотрел трайлер и видел, какой провальный бабий фильм я
сделал. Признаю, что он выразил что-то, чем я на тот момент болел, но
сейчас это полное фуфло. Хорошо бы, чтобы и в нем нашлась хоть
какая-то крепкая косточка, которая пригодится на будущее"
.

Это взгляд исследователя, который живет, "места и главы жизни целой отчеркивая на полях". Именно он и делает "косточку" даже в менее совершенных его фильмах. Все они поучительны тем, что трюк, особенно такой, который оперирует духовными категориями, не приносит утешения. И что развенчивая истину, ты удаляешься от самого себя.

 
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments

Recent Posts from This Community