Дмитрий Коган (dmitrykogan) wrote in drugoe_kino,
Дмитрий Коган
dmitrykogan
drugoe_kino

Categories:

"Борис Годунов" Владимир Мирзоев 2011

Фильм оказался настолько хорош, что полуподпольный характер показа вызывает недоумение. Это совсем не артхаус, а острый и актуальный мейнстрим, практически блокбастер. Просто для его продвижения необходимы некоторые усилия - обычный парень вроде меня не пойдет на трезвую голову смотреть фильм с названием "Борис Годунов", "Евгений Онегин" или "Тарас Бульба". Можно, например, запустить по ящику несколько коротких эффектных фрагментов - бояре в мерсах, Годунов на фоне флага, Курбский на бтр, Отрепьев с Мариной и т.д.. Сделать аналогичные баннеры для сети. А в контекстную рекламу гугла ставить строчки из пьесы - "Живая власть для черни ненавистна", "Да, жалок тот, в ком совесть нечиста" и т.п.. А эти ссылки должны вести на сайт фильма. Но у него нет сайта! И неудачный трейлер. Просто удивительно. Уж если у создателей фильма хватило денег на такой монументальный шедевр, стоило добавить еще немного для его распространения. Странно, что такие талантливые и амбициозные люди оказались пофигистами в практических вопросах - впрочем, это очень по русски.

Нельзя сказать, что Владимир Мирзоев осовременил пьесу. Современность - это атрибут масскульта, а искусство живет вне времени. Текущая политическая конъюнктура в фильме практически отсутствует - он гораздо шире. Пушкин не был ни философом, ни историком, ни, прости господи, политическим аналитиком. Зато Александр Сергеевич был блестящим психологом и великим поэтом, поэтому он обладал даром делать персонажей живыми и видеть историю и жизнь через призму человеческих отношений и страстей. Т.е. он паказывал общее через частное, а для успеха такого подхода необходим контекст. И здесь господин Мирзоев выступил равноправным соавтором гения - визуальный ряд и атмосфера фильма действуют как портал, поднимающий зрителя на авансцену мировой и отечественной истории. Через 100 лет мерседес станет таким же анахронизмом, как телега, но попкорн вечен, и пацаны с района будут не отрываясь смотреть историю далеких предков, временами узнавая себя.


Мы опоздали на обычный сеанс, и чтобы не возвращаться из Бутова несолоно хлебавши, пришлось смотреть фильм в пустом вип-зале за тройную цену, как боярам. Смерды приносили напитки и крутили кино, но по какой-то причине вип-зал не отапливался, и эта зима еще больше сократила дистанцию между экраном и жизнью. Иобретательность видеоряда здесь поразительна - после просмотра я специально перечитал пьесу, не в силах поверить, что она сценически настолько современна. Но так и есть - разве что пушкинский текст местами сокращен, чтобы удержаться в метраже. Но оказалось, что он идеально ложится что в разговор у телевизора, что в великосветскую вечеринку, что в политические разборки - без малейшей натяжки. Мы так дорожим своей классикой, потому что похвастаться нам больше нечем - мы до сих пор живем как холопы семнадцатого века, конечно, с поправкой на внешний антураж. Мы не можем ее ни адекватно оценить, ни осмыслить, потому что несвободны. А Мирзоеву это удалось - фильм снят глазами свободного человека. Так же как пьеса написана другим свободным человеком, что тогда было еще большей редкостью.

Про актерские работы здесь говорить излишне - у режиссеров такого уровня блестяще сыграет даже фонарный столб. А занятая в фильме "команда мечты" из блестящих актеров - тем более. Часто новые произведения искусства соотносятся с другими, уже хорошо известными. Это порочная практика - она приводит к потере ориентиров, абсолютных точек отсчета. В результате, например, Каннский кинофестиваль превратился в парад голых королей. Искусство нужно соотносить с абсолютом - с космосом, с историей, с жизнью. Фильм Владимира Мирзоева это сопоставление выдерживает.

Мы тоже живем в смутное время. Которое, тем не менее, гораздо лучше стабильного кошмара совка. Ведь постоянная опасность кровавого бунта в России происходит из-за постоянного угнетения народа - Мирзоев вслед за Пушкиным акцентирует на этом внимание. Это угнетение привело к деформации национального менталитета - ведь до сих пор имена самых позорных лидеров вроде Грозного, Ленина и Сталина произносятся с оттенком уважения, а о самых лучших - Хрущеве и Ельцине (увы, других пока не было) - говорят с пренебрежением. До сих пор свободная и успешная личность вызывает не восхищение, а зависть и злость, в то время как хваткий вожак хищной стаи (в смысле вертикали власти) считается хорошей ролевой моделью. Но времена все же меняются. Известен финал пьесы - но не жизни и не истории. И фильм об этом напоминает.
Subscribe

  • КИНО ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА. "Европа", Ларс фон Триер

    АДСКАЯ МАШИНА /глава: «Галлюцинации»/ «Европа» — завершающая часть трилогии Ларса фон Триера «E», куда также входят картины «Элемент преступления»…

  • Antichrist, Lars von Trier, 2006

    "Антихрист" — это фильм о мифологии, как о механизме, связывающем главные движущие процессы жизни — секс, продолжение рода,…

  • Триер. Танцующая в темноте

    2000 Большинство ненавидит мюзиклы. Однако этот фильм вы полюбите. «Танцующая в темноте» - лента, которая завершает трилогию «Золотое сердце»…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • КИНО ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА. "Европа", Ларс фон Триер

    АДСКАЯ МАШИНА /глава: «Галлюцинации»/ «Европа» — завершающая часть трилогии Ларса фон Триера «E», куда также входят картины «Элемент преступления»…

  • Antichrist, Lars von Trier, 2006

    "Антихрист" — это фильм о мифологии, как о механизме, связывающем главные движущие процессы жизни — секс, продолжение рода,…

  • Триер. Танцующая в темноте

    2000 Большинство ненавидит мюзиклы. Однако этот фильм вы полюбите. «Танцующая в темноте» - лента, которая завершает трилогию «Золотое сердце»…