Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Category:

"Борис Годунов"(2011, реж. В. Мирзоев)

Первое, с чего бы хотел начать — этот фильм нуждается в помощи.

'природные князья' - Шуйский и ВоротынскийСитуация с его прокатом — мягко сказать, неприятная. Законченная полгода назад, прошедшая по фестивалям, получившая единогласное одобрение критиков, отмеченная в широкой прессе картина обещалась быть самой громкой премьерой этой осени. Вместо этого имеем куцый "предпремьерный" показ. Сама же премьера сдвигается на 2012 год, и такое ощущение, что не будет не то чтобы широкого проката, но даже столичного.

Понятно, что к тому есть много причин — и громкие премьеры коммерческого кино, и неожиданное обилие российских авторских премьер — "Елена", "Два дня", "Жила-была одна баба". Календарь и так перегружен. Да ещё и в прокатный успех "Бориса Годунова", видимо, мало кто верит.

А жаль. Потому что картина получилась оригинальная, самобытная, сильная, красивая, интересная. Явно достойная первоисточника. Открывающая в нём новые грани и глубины. И не только за счёт временного сдвига (а ля "нацепили современные костюмы", как в известных "Ромео и Джульетте"), но и за счёт нового художественного осмысления.

Искренне рекомендую к просмотру. И вот почему.

Царь Борис ГодуновВо-первых, это Пушкин. Бессмертный наш Александр Сергеевич. В картине нет ни слова не из Пушкина (хотя, допустим, есть слова не из последней редакции пьесы, а из черновиков). Удивительно то, что пушкинский язык сегодня слушается абсолютно легко и уместно, несмотря на расстояние в века. Интересно и "вкусно" им говорят актёры. После просмотра самому хотелось говорить стихами, не вру.

Во-вторых, "Борис Годунов" — кино актёрское, что есть редкость со времен Чарли Чаплина. Недавно смотрел интервью Константина Райкина в передаче Познера. Райкин, на вопрос о разнице кино и театра, коротко расскрыл суть: "театр — вотчина актёра". Кино же, как правило, актёрскую игру скрывает, отодвигает на второй план, а то и далее. У Мирзоева, всё совершенно напротив. То ли потому что "Борис Годунов" изначально театральная пьеса, то ли потому что Владимир Мирзоев не только кино-, но и театральный режиссёр. Игру исполнителя главной роли Максима Суханова только ленивый ещё не назвал лучшей. В фильме также играет очень много любимых, но подзабытых уже артистов — это и Михаил Казаков, и Татьяна Лютаева, Елена Коренева, Дмитрий Певцов и Андрей Ташков. Играют и современные звёзды экрана — Андрей Мерзликин, Пётр Фёдоров, Леонид Парфёнов. Состав очень сильный даже на эпизодах.

Отрепьев/Лже-ДмитрийВ-третьих, картина просто красиво снята и хорошо подана. К современному российскому кино у меня обычно две претензии. Бывает снято хорошо, но по содержанию пустовато. Бывает шикарная фабула, но художественное воплощение хромает. К "Борису Годунову" мне придраться не к чему. Оператора картины, Павла Костомарова, вы, по идее, должны знать("Как я провёл этим летом", "Простые вещи", "Прогулка"). А вот чего можете не знать, что Костомаров один из немногих кинооператоров отмеченных призом "за выдающийся вклад в киноискусство". И понятно за что — в настоящей работе очень много необычных, оригинальных ракурсов и сцен. И именно камера Костомарова объединяет кино и театр в единое целое.

Очень удачная, на мой взгляд, музыка к картине записана группой Second Hand Band, написавшей также саундтреки к другим картинам и спектаклям Владимира Мирзоева("Знаки любви", "Человек, который знал всё", "Дракон") . Интересно, что последняя "затитровая" песня написана опять же на стихи Пушкина.

Как и в любом настоящем художественном произведении не обошлось без рифм и совпадений. Так, например, кукольный Петрушка в первой же сцене ну очень похож на покойного, но до сих пор популярного полковника Каддафи. И таких случайных аллюзий хватает.

Кстати о жанре, который и у Пушкина трудно определить. Едва ли фильм можно отнести к жанру политической сатиры. Во всяком случае это было бы крайним упрощением. Мирзоев очень тонко балансирует на грани смешного и трагического, не скатываясь ни туда, ни туда. Равно как и проходит аккурат между личным и социальным. Современная жизнь, со слов Мирзоева, не имеет чёткого жанра. Потому такова и картина — её отражение.

В общем, кино получилось.
После просмотра хочется это кино обсуждать, обдумывать, заглядывать в первоисточник и обращаться к реальной истории. Одно предостережение. Всё-таки это классика. Всё-таки это кино серьёзное и глубокое, требующее от зрителя определённых усилий во время просмотра. Именно поэтому я бы скорее порекомендовал смотреть его в кинотеатре(к чему, кстати, я обычно не призываю). Не из-за большого экрана, и не из-за объёмного звука — всё-таки просмотр в кинотеатре отличается от домашнего и неповторимым настроем, и большей серьёзностью, и особой внимательностью. Беда вот только в том, что посмотреть в кинотеатре едва ли получится. Идёт сейчас "Борис Годунов" только в одном-единственном кинотеатре страны. И как этому помочь я не знаю.

НародНарод
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Community