корпорация добра (levytskyi) wrote in drugoe_kino,
корпорация добра
levytskyi
drugoe_kino

Category:

Мандерлей. Это фильм фон Триера.

Мандерлей. Это фильм фон Триера.
Ларс Фон Триер неоднократно заявлял о том, что ему не нравится Америка. Иногда он уточняет, и говорит о своей нелюбви конкретно к политике Америки, но я позволю себе взять за отправную точку предыдущую формулировку – фон Триеру не нравится Америка. В начале нулевых режиссер снимает «Догвиль», ознаменовав начало трилогии об Америке. «Мандерлей» является сюжетным и структурным продолжением «Догвиля».
«Когда смотришь фильм фон Триера, не забывай, что ты смотришь фильм фон Триера» - сказано было в одной статье. Действительно, авторское высказывание самого фон Триера доминирует над всем остальным в фильме и, анализируя каждый его фильм, нужно понять на каком смысловом, а точнее игровом, уровне лежит это высказывание.

Итак, «Мандерлей». Если вы спросите меня: действительно ли режиссера волнует проблема чернокожих в Америке, я отвечу – нет, но всё по порядку. Фон Триер мастерски, использовав, как и в «Догвиле», замкнутое пространство, знакомит нас с жизнью земледельческой общины чернокожих людей. Я не буду подробно останавливаться на сюжете, скажу лишь одно: оппозиция «Грейс – община» - есть действенной основой фильма. Остальных белых фон Триер откровенно игнорирует: семья рабовладельцев, гангстеры проступают нечеткими пятнами, как бы не зная, чем им заняться в фильме и режиссер им не помогает. Но если белых он игнорирует, то над чернокожими он просто издевается: Фон Триер выдумывает какие-то племена, классифицирует на 7 видов и самое гнусное – выписывает диагноз о невозможности принять свободу. Интересно, как фон Триер объяснял роль Грейс этой девочке, которая заменяла Кидман? Очень интересно. По сути, режиссер играет с ней как с марионеткой. Чем занимается Грейс? Она хочет помочь общине, но ни одно её решение не было удачным. Она желает разрушить старые порядки, но именно она в конце фильма бичует Тимати, аналогично Мэм вначале фильма. Образ, когда чернокожие, держа в руках факелы и желая быть её рабами, преследуют Грейс – это последняя улыбка фон Триера. Он издевается над ними. Но зачем? Ведь не можем мы сказать, что фон Триер – расист, это будет глупостью и неправдой. Зачем ему делать фильм, который не понравится ни чернокожим, ни расистам, ни государству, ни общественным деятелям? Ларс фон Триер – великий игрок в первую очередь. Мы уже говорили о том, что он недолюбливает Америку (либо делает вид, что недолюбливает) и второй фильм кряду местом действия выбирает Америку, причем Америку периода Великой Депрессии, - время становления нового государства и нового мира. Взяв самую известную, но от этого не менее болезненную, проблему американского общества, фон Триер провоцирует Америку на комментарий, на ответ. Играясь в неуклюжего европейца, фон Триер выбирает в соперники самую мощную страну в мире – именно здесь протекает напряжение, именно от этого можно получать удовольствие. Ларс фон Триер делает это ради великой игры и, благодаря кино, он выносит это на планетарный масштаб. Хотя я уверен, что он мог бы и станцевать своё отношение к Америке.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments