Ларс Фон Триер неоднократно заявлял о том, что ему не нравится Америка. Иногда он уточняет, и говорит о своей нелюбви конкретно к политике Америки, но я позволю себе взять за отправную точку предыдущую формулировку – фон Триеру не нравится Америка. В начале нулевых режиссер снимает «Догвиль», ознаменовав начало трилогии об Америке. «Мандерлей» является сюжетным и структурным продолжением «Догвиля».
«Когда смотришь фильм фон Триера, не забывай, что ты смотришь фильм фон Триера» - сказано было в одной статье. Действительно, авторское высказывание самого фон Триера доминирует над всем остальным в фильме и, анализируя каждый его фильм, нужно понять на каком смысловом, а точнее игровом, уровне лежит это высказывание.
Итак, «Мандерлей». Если вы спросите меня: действительно ли режиссера волнует проблема чернокожих в Америке, я отвечу – нет, но всё по порядку. Фон Триер мастерски, использовав, как и в «Догвиле», замкнутое пространство, знакомит нас с жизнью земледельческой общины чернокожих людей. Я не буду подробно останавливаться на сюжете, скажу лишь одно: оппозиция «Грейс – община» - есть действенной основой фильма. Остальных белых фон Триер откровенно игнорирует: семья рабовладельцев, гангстеры проступают нечеткими пятнами, как бы не зная, чем им заняться в фильме и режиссер им не помогает. Но если белых он игнорирует, то над чернокожими он просто издевается: Фон Триер выдумывает какие-то племена, классифицирует на 7 видов и самое гнусное – выписывает диагноз о невозможности принять свободу. Интересно, как фон Триер объяснял роль Грейс этой девочке, которая заменяла Кидман? Очень интересно. По сути, режиссер играет с ней как с марионеткой. Чем занимается Грейс? Она хочет помочь общине, но ни одно её решение не было удачным. Она желает разрушить старые порядки, но именно она в конце фильма бичует Тимати, аналогично Мэм вначале фильма. Образ, когда чернокожие, держа в руках факелы и желая быть её рабами, преследуют Грейс – это последняя улыбка фон Триера. Он издевается над ними. Но зачем? Ведь не можем мы сказать, что фон Триер – расист, это будет глупостью и неправдой. Зачем ему делать фильм, который не понравится ни чернокожим, ни расистам, ни государству, ни общественным деятелям? Ларс фон Триер – великий игрок в первую очередь. Мы уже говорили о том, что он недолюбливает Америку (либо делает вид, что недолюбливает) и второй фильм кряду местом действия выбирает Америку, причем Америку периода Великой Депрессии, - время становления нового государства и нового мира. Взяв самую известную, но от этого не менее болезненную, проблему американского общества, фон Триер провоцирует Америку на комментарий, на ответ. Играясь в неуклюжего европейца, фон Триер выбирает в соперники самую мощную страну в мире – именно здесь протекает напряжение, именно от этого можно получать удовольствие. Ларс фон Триер делает это ради великой игры и, благодаря кино, он выносит это на планетарный масштаб. Хотя я уверен, что он мог бы и станцевать своё отношение к Америке.
Community Info