meta_68 (meta_68) wrote in drugoe_kino,
meta_68
meta_68
drugoe_kino

Category:

¿No Oyes Ladrar los Perros? Не слышишь, как лают собаки? 1974







Режиссёр:
Франсуа Райхенбах
(
Francois Reichenbach).


Сценарий:
Карлос Фуэнтес,
Ноэль Ховард,
Жаклин Лефевр...


Франция/Мексика,
1974 год.



Не пишу рецензий и не люблю их читать. Интерес или отторжение от фильма обычно провоцирует лишь сам человек, который о нем говорит.
Я хотел бы просто напомнить о потерянной вещи, чтобы помочь донести её в сегодняшний день. Правда, возможно, сейчас это уже всего лишь жалкая "тряпочка от лопнувшего зелёного шарика…"


Очень давно, ещё в СССР, мне временно попала в руки какая-то очень древняя пишущая машинка. Я тут же решил поиграть в литератора и, стуча одним пальцем, напечатал несколько страничек. И вот сейчас, выбрасывая старый хлам, нашёл несколько сухих листьев от той юности. На 3-х из них - впечатления от фильма, тогда увиденного. Это была моя первая и последняя "рецензия" на фильм. Забавно было прочитать, и вдруг обнаружить, что ощущения от фильма нисколько не изменились. Или не изменился я.
Очень извиняюсь, но прежде чем выбросить эти листки, я всё же немного процитирую из них.

"Год назад я посмотрел мексиканский фильм "Слышишь, как лают собаки?" К большому сожалению я ничего не знаю об авторах, знаю лишь, что снимали его совместно с французами (картина показывалась на неделе латино-американского кино в к/т "Космос").



Сюжет прост: в индейской деревушке заболевает мальчик, врача нет, отец несёт его от посёлка к посёлку, но и там врача не оказывается – мальчик умирает.
Но в фильме есть ещё один сюжетный уровень, — воображение самого мальчика, касающееся его возможного будущего...

...Камера как бы документальная, смотрит пристально, четко выявляя цвет, линию и действие, ничего не смазывая техникой. Если на экране похороны младенца, то мы ясно видим, что это не постановка, а настоящие похороны младенца, настоящие индейские старухи... Такую выразительность можно достичь лишь работая с реальными людьми (не актёрами) в реальной для них обстановке, где ни съёмка, ни какие другие условности для них ничего не значат...

Для индейца, просящего у своего бога выздоровления сына, не существует, толпящихся вокруг, модных туристов, щёлкающих всевозможными фотокамерами, для которых он — просто экзотика. Этот короткий кадр мог бы быть символом основного конфликта...

...Индеец несёт своего ребёнка через пышные и туманные пейзажи, встречается со многими людьми, индейцами и белыми, равнодушными и отзывчивыми; и мальчик, выхватывая некоторые лица из реальности, переносит их в мир своего воображения, который весь – предвосхищение его будущего, такого конкретного для каждого индейца "завоёвывающего мир", что мы вынуждены отнести его к его фантазиям лишь после его смерти.
А пока, в процессе просмотра, мы ещё не можем поверить в то, что ребёнок умрёт от какого-то вовремя не сделанного укола – слишком реально это будущее.
Во втором уровне сюжета мальчик — уже юноша, и действие уже происходит в огромном современном городе. Он любит стройную индейскую девушку, которая тоже оказывается в городе и которая взята им уже из "реального" уровня сюжета, где она ему, смертельно больному, молча дала напиться.
Контраст между природной жизнью детства и городской жизнью — очень сильный. Такой, какова разница между психологией первобытного индейца и современного буржуа. Но искусственные выверты цивилизации, как, например, уличные хеппенинги-мистерии, дома обжорства, поп-арт рекламы и подавляющий человека урбанизм города, не потрясают индейского юношу. Для него все это служит как бы живой иллюстрацией к народным мексиканским легендам, которые все время рассказывает ему - больному ребенку - его отец, которые полны всевозможными оборотнями и аллегориями, которые без труда накладываются на современность. И дьявол и плохой человек являются одним и тем же. И наш герой тоже участвует в одной пышной мистерии в роли Христа, распятого на кресте и к нему, театральному и искренне серьезному Христу, медленно ползут, передвигаясь только на коленях, старые верующие люди, не способные замечать как красивый парень серьезно и аккуратно устилает их путь печатными атрибутами "массовой культуры" — комиксами, портретами государственных деятелей...

Красивый городской парень - соперник индейца: он увозит на мотоцикле его любимую, он также скрывается под рясой её хитрого исповедника: он – дьявол для индейца.
Буржуазный город-ад выступает в экспрессивных, сатирических образах, которые юноша наблюдает в окнах огромного небоскреба, когда снаружи на стропах моет его стекла. В сравнении с естественной жизнью людей земли, вычурность и идиотизм искусственных сцен в этих окнах рождает резкую неприязнь к людской пошлости. Мы как бы заглядываем за занавес, и видим кухню этой отвратительной масс-культуры. Но буржуа не любит выдавать свои секреты и тотчас задергивает занавес перед любопытным юношей...

... Индеец просит помощи у Бога для своего больного ребенка. У любопытных и равнодушных туристов в руках - камеры., позволяющие зафиксировать этот экзотический обряд туземца чтобы в конце концов использовать этот материал в личных целях для удовлетворения своего тщеславия.
Фильм, который мы видим, и в котором так много доброты, естественно, тоже снят кинокамерой.
И в факте, что этот фильм есть — большая радость и надежда."



Ещё раз извините за текст, но писать рецензии сейчас — выше моих сил, а тут вроде хоть что-то было. Правда, тогда я и не знал ничего об авторах фильма. Даже название было переведено неправильно.
Это был обычный, рядовой поход в кино и только сейчас понимаю, как же мне повезло увидеть всё это на большом экране и именно тогда!
И только сейчас, благодаря интернету, смог навести справки и выяснить, что по сути у этого фильма три замечательных творца:

1. Сценаристы во главе с Фуэнтесом опирались на главного вдохновителя — Хуана Рульфо (1917-1986).

Прекрасный мексиканский писатель, которому во многом обязан Маркес (правда, если не по известности, то по степени сострадания к своим героям Маркес так и не превзошёл его).

Сюжет фильма не имеет почти никакого отношения к короткому одноимённому рассказу Х. Рульфо. Его присутствие в фильме гораздо больше, — через сам дух его прозы.

Кстати, у Рульфо есть ещё отличные фотографии.


2. Режиссёр — Франсуа Райхенбах (1921-1993).

Французский кинематографист, почётный гражданин Мексики.

Известный у нас только своим участием в фильме Орсона Уэллса "Ф как Фальшивка", фильмом о Джонни Холлидее «J’ai tout donné» (1972) и парой документальных лент о балете.


3. Композитор — Вангелис (Эвангелос Одиссей Папатанассиу, 1943)

Об этом музыканте вроде как и говорить уже нечего — классика.

"Ignacio" — альбом с музыкой из фильма вышел в 1977 году.


Участие всех этих серьёзных ребят в рассказе о нереализованой, стандартной судьбе обычного латиноамериканца превратило фильм в монументальную драму.

Отношение к смерти у мексиканца иное, чем у европейца, но не менее глубоко и драматично, несмотря на внешне фамильярное заигрывание с ней, например, с помощью сахарных черепов.

В связи с темой смерти ребёнка вспомнился в чём-то похожий фильм Армандо Роблеса Годоя "Зеленая стена" —1969 г. (он, как и более ранний "В сельве нет звёзд", был в советском прокате, но ныне, также — как в воду канул (кто знает фильм — простите за визуальный каламбур), но там больше внимания занимают чисто формальные поиски и великолепный монтаж…
——————

Фильм нашёл только в очень плохом качестве и, естественно, без перевода — тут.

Я надеюсь на фанатов настоящего кино, или на тех, для кого Латинская Америка рядом, или на обладателей редких инвайтов (типа KG), что они всё же вытащат его в нормальном качестве и сделают перевод.
Мне кажется, что отсутствие сейчас этого фильма, также как и многих, подобных ему, уже давно сказалось на нашей жизни бредберивской бабочкой…
Но пусть поздно…



Последняя музыкальная часть.
Я еще какое-то время креплюсь.
Слушаю, видя в полёте как подо мной плывёт сельва, пустыня, горы... и как-то не замечаю, что уже не выдерживаю: горизонт кончается и я, неотвратимо, с ужасом и счастьем, уже не двигая крыльями, несусь к этой чёрной бездне...


Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments