maa13 (maa13) wrote in drugoe_kino,
maa13
maa13
drugoe_kino

Categories:

О фильме Владимира Мирзоева "Борис Годунов" или кастрированный Пушкин

Уже по отрывкам можно было понять, что ничего путного не получится.
Так оно и вышло.
Вроде все, что нужно для успеха есть: эксперименты с камерой и звуком а ля Ларс фон Триер и Догма 95; цирковые номера к месту и не к месту, что почему-то заставило вспомнить бессмертные постановки театра "Колумб" из "12 стульев" (на хрена, например, во время объяснения с Мариной Мнишек Гришка Отрепьев полез купаться в бассейн? Кто объяснит глубокий метафизический смысл этого купания?); жонглирование историческими артефактами (ну, на хрена совмещать кинохронику первой мировой войны с БТРами и автоматами калашникова?). И т.д., и т.п.

Все свалено в кучу, перемешано, показано, а зритель уже должен искать в этой искусственно созданной куче мале какие-то глубокие смыслы (желательно с каким-нибудь метафизическим оттенком).
А смыслов нет.

Не считать же, что основная тема фильма "народ всё также безмолвствует. Ничего не поменялось за тыщи лет".
Такие оценки проистекают более от малограмотности, когда с произведением Пушкина знакомы как-то не очень.
Достаточно сказать, что заключительная ремарка трагедии Пушкина "народ безмолвствует" наполнена более угрожающими коннотациями, чем смыслами покорности.

И стоит заметить, что народ, который является одним из важных героев трагедии Пушкина, в фильме Мирзоева напрочь отсутствует. Не считать же кинообразами народа сляпанные в духе скетчкома "6 кадров" сцены на кухне.

Давайте не забывать, что Бориса Годунова погубил не самозванец вместе с поляками и казаками; судьбу династии  Годуновых решил народ, который обвинил царя Бориса в убийстве царевича Дмитрия и тем самым поставил под сомнение его моральное право быть государем, быть царем (поставил под сомнение его легитимность как правителя, говоря современным языком)

Такова, по крайней мере, трактовка Пушкина, а совпадает она с реальной историей – это уже отдельная тема.

Именно поэтому, заключительное "народ безмолствует" – это угроза и приговор, приговор новым властителям-убийцам; молчание народа в данном контексте – это начало конца самозванца и его приспешников (так-то предполагается, что люди читающие "Бориса Годунова" хорошо знакомы с историей Смуты и могут все эти смыслы понять без труда, но в фильме все эти смыслы бесповоротно утеряны). 

Давайте не забывать, что Пушкин писал своего "Бориса Годунова" ("Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!") в первой половине 19 века и смотрел на события начала 17 века сквозь призму актуальной ему проблематики.

И это напластование многочисленных, волновавших Пушкина и его современника проблем и тем, можно найти в тексте трагедии (но не в фильме, в фильме они теряются).

В трагедии Пушкина можно найти рефлексию над моральной проблемой: "зло порождает зло, нельзя добрые цели достичь злыми средствами, рано или поздно это отзовется, если не на тебе, то на твоих детях" – убийство сына Годунова есть закономерное следствие убийства самым Годуновым царевича Дмитрия. Годунов желает добра народу, но народ ему не верит, потому, что считает его виновным в убийстве царевича Дмитрия и готов поддержать Лжедмитрия. Именно поэтому плохонькие войска Гришки Отрепьева разбивают хорошо вооруженные и сытые войска Годунова (точнее сами эти войска не очень-то хотят воевать за династию Годуновых и вокруг процветают предательство и измена).

Еще одна заметная тема – общественно-политическая, порожденная Просвещением и невероятно болезненная в то время: кто может править народом? На чем основано право государя распоряжаться своими подданными? Может ли убийца быть царем и управлять страной? И т.д., и т.п.

И, конечно же, в произведении Пушкина отразилась нарастающая рефлексия по поводу еще мало концептуализированного в то время понятия "народ". Пушкин и его современники внимательно всматривались в народ, придумывали "народ", конструировали "народ". Проблема была актуальной - шел поиск слов и образов, работало воображение и т.д., и т.п.

И это только темы и проблемы, которые откровенно бросаются в глаза. На самом деле тем, идей, глубинных смыслов можно накопать больше.

А в фильме Мирзоева какие смыслы, темы, идеи можно найти?
Сказку о "вековой покорности русского народа" оставим полуграмотным придуркам.
Так какие смыслы можно выковырять из фильма Мирзоева?
Кто подскажет?

 P.S. В процессе просмотра фильма почему-то подумал, что если убрать видеоряд и оставить только аудиодорожку, то получился бы превосходный радиоспектакль, ну, очень хороший радиоспектакль.

Subscribe

  • «Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983

    - Господи, ты видишь, как она молится. Почему ты ей ничего не скажешь? - Ты только вообрази, что случится, если она услышит мой голос. - Ну,…

  • «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, 1986

    Последняя картина Тарковского, жутко длинная, почти так же жутко нудная (если не всматриваться напряженно в смысл бесконечных разговоров и…

  • Поиски истины в кино

    "- А вы что, физик? - Скорее химик. - Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • «Ностальгия» Андрея Тарковского, 1983

    - Господи, ты видишь, как она молится. Почему ты ей ничего не скажешь? - Ты только вообрази, что случится, если она услышит мой голос. - Ну,…

  • «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, 1986

    Последняя картина Тарковского, жутко длинная, почти так же жутко нудная (если не всматриваться напряженно в смысл бесконечных разговоров и…

  • Поиски истины в кино

    "- А вы что, физик? - Скорее химик. - Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то…