desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Матери» / Majki (Милчо Манчевский, Македония, 2011)

название рецензии: МАМА, ЛОЖЬ И КИНОКАМЕРА


(увы, где скачать – не знаю)

«Матери» Манчевского начинаются с недоразумения, почти с анекдота.
Комичный малый, сидя в кафе, с весенним блаженством на лице наблюдает за компанией девятилетних школьниц, которые в свою очередь обсуждают недавнее появление маньяка-эксгибициониста. Идти в полицию вызываются лишь две девочки, и то, чтобы прогулять уроки. В конце концов, в участок приводят зеваку из кафе, а за прогульщицами приходит мать одной из них. Пойман ли реальный перверт или проказницы просто оклеветали беднягу - остается неизвестным.

По преимуществу фильм Манчевского решен традиционно: это та усредненная режиссерская манера, равно приветствуемая и на европейских фестивалях, и на европейском же телевидении. Отработанные шутки, гладко играющие актеры, устоявшиеся еще со времен первых успехов Кустурицы разновозрастные типажи. Все это, с изрядным добавлением мелодраматизма и фольклорной экзотики, есть и во втором эпизоде – о трио документалистов (режиссер, красавица-ассистент Ана, звукооператор, тайно влюбленный в ассистента), приехавших в заброшенное село, чтобы снять житье старика и старухи, ветхих брата и сестры, уже 15 лет друг с другом не разговаривающих.

Однако третья часть – явно и ярко диссонирующая с предыдущими – выводит фильм на иной уровень.

20 июня 2008 года полиция Македонии задержала журналиста местной "Утренней газеты" Владо Танеского по обвинению в убийствах нескольких пожилых женщин в районе города Кичево, совершенных в последние несколько месяцев.

Правоохранительные органы заявили, что имеют неоспоримые доказательства причастности мужчины к убийствам трех женщин от 55 до 70 лет. Перед смертью все жертвы подвергались жестокому насилию.

Как стало вскоре известно, Танеский сам несколько раз передавал в свою газету, а также в ряд электронных изданий репортажи из Кичево об убийствах и о деталях расследования. Перед этим преступления в Кичево ошибочно пытались приписать двоим рецидивистам.

Завершающая часть «Матерей» и представляет собой документальный репортаж о том деле – начиная от первого убийства до загадочной смерти Танеского в тюрьме. Также реконструирован психологический профиль убийцы: причины того, что он сделал, коренятся в его детстве.

Итак, в «Матерях» Манчевский вновь использует трехсоставную структуру, принесшую ему успех в «Перед дождем» («Золотой лев» и приз ФИПРЕССИ в Венеции, 1994). Первая и третья части имеют ряд общих мотивов – перверсия, расследование, сомнительное обвинение, но в целом внутренние связи еще более произвольны, чем раньше: эпизоды различаются в настроении и в жанровой принадлежности, действие проходит в разных местах.

При этом главный герой, сквозной персонаж - не в немалой степени условная фигура матери, но человек с камерой. Его странную антропологию Манчевский и пытается исследовать.

Каждый сюжет «Матерей» в той или иной степени удостоверяется камерой. В первой части, пока полицейские решают, что делать с путаными показаниями детей, подружки развлекаются тем, что снимают себя на мобильные телефоны.

Потом - новелла о съемках документального фильма.

Наконец, люди снимающие удалены из кадра, точнее, растворены в репортаже, каковой, согласно с социокультурными предписаниями, претендует на максимальную объективность. Здесь зритель делит с автором один смысловой ракурс, погружается в медийное пространство, манипулирующее понятиями истины и лжи в масштабах, перед которыми предполагаемое вранье детишек из первого фрагмента кажется милой шуткой. В некотором роде жуткая история убийств в Кичево создана СМИ.

На пресс-конференции после премьеры фильма в Берлине режиссер сказал, что «Матери» – о сути правды, хочется лишь уточнить: о сути правды на экране. В первой части кино развлекает (отвлекает – обманывает обыденным прологом), во второй – рефлексирует на тему манипуляции, в третьей – показывает чудовищную власть манипулятивных механизмов. У Манчевского получилось диалектически точное исследование взаимодействия реальности объективной и реальности кинематографической природы.

Но почему «Матери»?

Мать в первом эпизоде комична. Во втором центральные характеры - старушка, так и не ставшая матерью, и юная Ана, готовящаяся родить. В третьем случае речь о женщинах, убитых именно за то, что они матери. Материнство как анекдотическая морока, как потенция – уже угасшая или еще не реализованная, как объект извращенного желания и в итоге как проклятие. Для понимания фильма, впрочем, важно то, что материнство – непреложный, нефальсифицируемый факт.

Мать - источник одной безусловной реальности, реальности будущей, становящейся жизни. Порождающее свойство камеры парадоксальным образом устремлено в прошлое: кадр – это всегда о прошлом, о том, что уже произошло, о том, «как люди жили когда-то» - фраза документалиста из второй части.

Будущее материнства и прошлое съемки встречаются в фильме, в точке киноправды, пусть по-авторски субъективной.
Это пересечение глубоко трагично: камера, как и смерть, разделяет. Каждая мать в конце концов остается в одиночестве; и суть правды – выбор одиноких.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments