Перед тем, как высказать пару скромных слов о фильме я, с вашего позволения, сделаю маленькое общее предисловие. Все любят игру «Подели человечество на группы», предложу и я свою модель этой древней забавы.
Человечество можно разделить на людей, которые что-то делают, и на наблюдателей. Чьи-то действия решают жизни миллионов и миллиардов людей, чьи-то замечает несколько человек, кто-то несёт условное добро, кто-то – условное зло. Это первая группа. Группа вторая – пожинающие плоды, но сами давать их отказывающиеся. Их большинство, и Интернет, конечно, для них стал настоящей святыней. Ведь раньше большинство людей деятельных были им недоступны, теперь же все виртуально равны, и каждый может выбрать себе красивую картинку на аватар и, издалека поглядывая за тем, как другие люди стараются изо всех сил, выносить вердикты: «этот – дурак», «этот – молодец», «у этого – депрессия», «этой – мужика бы хорошего». Особенно явно это проявляется в искусстве, когда кто-то делает нечто искренне и прикладывая огромные усилия, а в ответ люди второй группы свысока судят об этом с божественной уверенностью в своём всезнании - как зрители в колизее наблюдают за смертельной схваткой ничтожных недолюдей, оценивают их силы и требуют всё больше зрелищ. Более того, каждый не только получил право на внимание к своим словам, но и возможность не нести за них никакой ответственности, и любой хам может оскорбить первого встречного, тогда как в аналогичной ситуации за пределами компьютера улыбался бы и пожимал ему руку.
Итак, Ларс фон Триер снял кино «Меланхолия». Фильм, на мой взгляд, очень искренний, сделанный от всего сердца, без расчёта на оказание определённого эффекта, а из состояния того ужаса, страха и отвращения, которые наводнили режиссёра.
Прежде всего, позволю себе заметить, что само понятие «меланхолия» многими понимается неправильно, исходя из определения меланхоличного темперамента. На самом же деле, слово это означает скорее депрессию и связанный с ней упадок сил – вплоть до безумия. Извините, но именно это и ждёт зрителей нового произведения Ларса фон Триера.
Как обычно, несколько персонажей фильма являются крайне точными с точки зрения «психологичности» - опять же, как обычно у Триера, это женщины. Прекрасный, достоверный образ женщины в депрессии. Замечательный образ её сестры. Все мы люди и, как известно, ничто человеческое нам не чуждо, а потому любой достоверно описанный персонаж делает возможным соотнести себя с ним, поставить себя на его место. Нужно ли это в случае этого фильма? Сложно сказать, но он однозначно не для разового просмотра, и увидеть его можно и так, и этак, чтобы как можно плотнее проникнуться им. Последние минуты фильма мы видим трёх человек, и, мне кажется, именно им невозможно не сопереживать всем сразу, и не понимать их всех, и не соотносить с собой каждый их жест и поступок – все они сливаются в единую картину страха и отчаяния. Меланхолии.
Да и всё в этом фильме сплетается в единый образ, и нет ничего лишнего. Сложно вместе с Триером не почувствовать отвращение к человечеству – пускай даже к бесконечно милым и добрым людям, хорошим, скромным... Невольно возникает ощущения, как что-то в них неправильно, лживо, подло в своей сущности... Невозможно не ощутить, как ты оказываешься лишним, когда тебе плохо, и как все понятия о красивом, правильном и хорошем растворяются перед лицом смерти, когда впереди – только меланхолия, от которой некуда убежать. И хотя хочется отвернуться, закрыться, спрятаться – но она уже здесь, и ты один на один с ней, непобедимой.
В этом фильме есть много, много другого, он бесконечно многогранен, и пересказать это я не смог бы, да и смысла в этом нет – я только очень советую увидеть это.
Добавлю, что фильм стоит смотреть только в кинотеатре с хорошей картинкой и звуком, иначе эффект полностью пропадёт – фон Триер мастерски использовал средства современного кинотеатра, как настоящим маг или гипнотизёр заставляя зрителя пережить своё творение.
Безусловно, смотреть это кино я рекомендую всем. Кто-то заметит: «Зачем мне эта меланхолия и депрессия, у меня и своих проблем хватает!» Дело в том, что этот фильм – настоящий. Он не построен на поверхностных эмоциях, а проистекает из очень глубокого состояния, если изволите – откровения. Именно в этом и состоит роль творца от искусства – помочь другим осознать то, что осознал он сам. И Триер осознал нечто огромное, достойное быть понятым всеми остальным. Полагаю, что все или почти все станут немножечко больше от этого фильма, и начнут жить с каким-то новым для себя знанием и переживанием.
Community Info