Ёўнік (anarchistjester) wrote in drugoe_kino,
Ёўнік
anarchistjester
drugoe_kino

Categories:

Ларс фон Триер - "Меланхолия"


Перед тем, как высказать пару скромных слов о фильме я, с вашего позволения, сделаю маленькое общее предисловие. Все любят игру «Подели человечество на группы», предложу и я свою модель этой древней забавы.
Человечество можно разделить на людей, которые что-то делают, и на наблюдателей. Чьи-то действия решают жизни миллионов и миллиардов людей, чьи-то замечает несколько человек, кто-то несёт условное добро, кто-то – условное зло. Это первая группа. Группа вторая – пожинающие плоды, но сами давать их отказывающиеся. Их большинство, и Интернет, конечно, для них стал настоящей святыней. Ведь раньше большинство людей деятельных были им недоступны, теперь же все виртуально равны, и каждый может выбрать себе красивую картинку на аватар и, издалека поглядывая за тем, как другие люди стараются изо всех сил, выносить вердикты: «этот – дурак», «этот – молодец», «у этого – депрессия», «этой – мужика бы хорошего». Особенно явно это проявляется в искусстве, когда кто-то делает нечто искренне и прикладывая огромные усилия, а в ответ люди второй группы свысока судят об этом с божественной уверенностью в своём всезнании - как зрители в колизее наблюдают за смертельной схваткой ничтожных недолюдей, оценивают их силы и требуют всё больше зрелищ. Более того, каждый не только получил право на внимание к своим словам, но и возможность не нести за них никакой ответственности, и любой хам может оскорбить первого встречного, тогда как в аналогичной ситуации за пределами компьютера улыбался бы и пожимал ему руку.

Итак, Ларс фон Триер снял кино «Меланхолия». Фильм, на мой взгляд, очень искренний, сделанный от всего сердца, без расчёта на оказание определённого эффекта, а из состояния того ужаса, страха и отвращения, которые наводнили режиссёра.
Прежде всего, позволю себе заметить, что само понятие «меланхолия» многими понимается неправильно, исходя из определения меланхоличного темперамента. На самом же деле, слово это означает скорее депрессию и связанный с ней упадок сил – вплоть до безумия. Извините, но именно это и ждёт зрителей нового произведения Ларса фон Триера.
Как обычно, несколько персонажей фильма являются крайне точными с точки зрения «психологичности» - опять же, как обычно у Триера, это женщины. Прекрасный, достоверный образ женщины в депрессии. Замечательный образ её сестры. Все мы люди и, как известно, ничто человеческое нам не чуждо, а потому любой достоверно описанный персонаж делает возможным соотнести себя с ним, поставить себя на его место. Нужно ли это в случае этого фильма? Сложно сказать, но он однозначно не для разового просмотра, и увидеть его можно и так, и этак, чтобы как можно плотнее проникнуться им. Последние минуты фильма мы видим трёх человек, и, мне кажется, именно им невозможно не сопереживать всем сразу, и не понимать их всех, и не соотносить с собой каждый их жест и поступок – все они сливаются в единую картину страха и отчаяния. Меланхолии.
Да и всё в этом фильме сплетается в единый образ, и нет ничего лишнего. Сложно вместе с Триером не почувствовать отвращение к человечеству – пускай даже к бесконечно милым и добрым людям, хорошим, скромным... Невольно возникает ощущения, как что-то в них неправильно, лживо, подло в своей сущности... Невозможно не ощутить, как ты оказываешься лишним, когда тебе плохо, и как все понятия о красивом, правильном и хорошем растворяются перед лицом смерти, когда впереди – только меланхолия, от которой некуда убежать. И хотя хочется отвернуться, закрыться, спрятаться – но она уже здесь, и ты один на один с ней, непобедимой.
В этом фильме есть много, много другого, он бесконечно многогранен, и пересказать это я не смог бы, да и смысла в этом нет – я только очень советую увидеть это.
Добавлю, что фильм стоит смотреть только в кинотеатре с хорошей картинкой и звуком, иначе эффект полностью пропадёт – фон Триер мастерски использовал средства современного кинотеатра, как настоящим маг или гипнотизёр заставляя зрителя пережить своё творение.
Безусловно, смотреть это кино я рекомендую всем. Кто-то заметит: «Зачем мне эта меланхолия и депрессия, у меня и своих проблем хватает!» Дело в том, что этот фильм – настоящий. Он не построен на поверхностных эмоциях, а проистекает из очень глубокого состояния, если изволите – откровения. Именно в этом и состоит роль творца от искусства – помочь другим осознать то, что осознал он сам. И Триер осознал нечто огромное, достойное быть понятым всеми остальным. Полагаю, что все или почти все станут немножечко больше от этого фильма, и начнут жить с каким-то новым для себя знанием и переживанием.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →