Мне снятся концы света уже довольно давно, каждый раз после сильных стрессов. Страшно только первый раз, потом привыкаешь. Наверное, именно из-за этих снов мне было так интересно посмотреть «Меланхолию» Ларса фон Триера, узнать, как свет кончается в его снах.
Апокалипсис от начавшей свой смертельный танец планеты по имени «Меланхолия»—это очень красиво, от первого до последнего кадра.
Солнце в дымке. Желотватое винтажное освещение на поле для гольфа, мягко оттеняющее белоснежную пену свадебного платья главной героини. Предвещающее катастрофу ночное сияние одновременно двух лун на небе.
Фон Триер светом словно отмеряет и разграничивает время, оставшееся до конца. Конца света.
Все это—эффектный антураж для психологической драмы, которая разворачивается в жизни двух сестер в исполнении Кирстен Данст и Шарлоты Генсбург.
Куда так быстро улетучивается безмятежность главной героини Жюстины? «Ты врала нам!» -с упреком говорит ей ее сестра Клер, и мы не узнаем, о чем именно—о счастье, или о невыразимой печали. Наверное, это действительно не важно, потому что тон всему действию фильма задают предчувствие и предвкушение.
Ожидание неотвратимного страшнее самой финальной развязки. Именно это ожидание становится тем единственным, что способно придать смысл жизни героев.
Утрите им слезы, заберите у них страх смерти—и что останется им? Семейные неурядицы, склоки, случайные связи.
…Свадебный лимузин неловко пытается развернуться на неприспособленной для таких машин сельской дороге. Жюстина путается в платье, и бежит, словно Офелия, к реке, прихрамывая и проваливаясь каблуками в мягкий дерн поля для гольфа.
«Вас зовут Бетти?—Нет, не Бетти.—Не переживайте из-за этого!»
«Блюда за столом нужно передавать только слева направо»
«Я ненавижу вас и вашу компанию!»
«Может, нам сесть на веранде? Зажжем свечи. Будем пить вино, когда все это случится….Мне хотелось бы, чтобы все было пристойно»
«Жизнь на Земле—это зло. О ней никто и никогда не будет жалеть»—утешает Жюстина свою сестру.
Как бы хороша ни была Кирстен Данст в роли Жюстины, но главная роль в фильме отведена, не ей, а смерти. Смерти по имени Меланхолия. Она то ближе, то дальше, манит и дразнит. Именно смерть своей близостью создаст для каждого из героев тот самый момент истины, когда теряется всякий смысл врать себе и окружающим. Меланхолия—это проверка на прочность привычных масок, игра на выбывание. Да, не все справятся с этим испытанием. Смерть всегда выигрывает, даже самых искусных игроков она застает врасплох.
"—Папа сказал, что если планета подойдет совсем близко, то нас ничего не спасет.
—Он забыл об одной важной вещи. О волшебной пещере"
Строить перед лицом надвигающейся глобальной катастрофы шалаш из наспех обструганных веток—это маленькое волшебство в мире, где для чудес уже давно не было места. И когда ничего больше сделать уже нельзя, то остается только взяться за руки.
Мне лично, как не самому большому любителю массовых мероприятий, ближе мысль о том, что конец света у каждого будет свой, персональный. Но и в этом случае, хотелось бы, чтобы когда это произойдет, было кого взять за руку. Ведь если чуда ждать неоткуда, его нужно сотворить самим.
Community Info