?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Восемь женщин (Huit femmes, François Ozon, 2002)
sumka_mumi_mamy wrote in drugoe_kino
Можно ли расставить на шахматной доске восемь ферзей так, чтобы они не били друг друга? На этот риторический вопрос пытается ответить красивый, холодный, аккуратно просчитанный, зимний фильм Озона. Восемь женщин собираются в загородном доме под Рождество. Эффектная партия разыгрывается по все канонам, с соблюдением единства времени, места и действия. Здесь у каждой двойная игра, и всякий сюжетный ход можно трактовать двояко. Попарно сталкиваясь друг с другом во всех комбинаторных вариантах, восемь героинь параллельно разыгрывают двадцать восемь мини-спектаклей, и каждая, от дряхлой бабушки до малолетней внучки, отчаянно блефует.
 
Восемь блистательных актрис пришли на этот новогодний маскарад в отличной форме, каждая со своих шлейфом ролей. В четырех поколениях мы наблюдаем столкновение целомудренного с порочным, которое всякий раз заканчивается убедительной победой последнего. Фазиль Искандер предложил однажды делить поэтов на домашних и бездомных. Эта классификация подходит и для «Восьми женщин». У Озона в каждой возрастной группе «домашняя» героиня, сыгранная актрисой классического репертуара, сталкивается с «бездомной» в исполнении звезды авторского кино. За «домашних» играют Виржини Ледуайен, Изабель Юппер, Катрин Денёв и Даниэль Дарьё, за «бездомных» – Людивин Санье, Эмманюэль Беар, Фанни Ардан и Фирмин Ришар.
 
Младшую внучку, шалунью и любительницу детективов, сыграла юная Людивин Санье, впоследствии блиставшая во многих неоднозначных ролях. Именно она, кстати, должна была первоначально воплотить Ариану в экранизации «Belle du seigneur», одного из самых значительных франузских романов о любви. Эта роль была будто специально создана для нее, она бы привнесла туда смешное и чувственное в нужной пропорции, и то что роль в результате досталась другой, на мой взгляд, потеря для зрителя. Младшей внучке противостоит ее старшая сестра (Виржини Ледуайен), умница и отличница, образцово-показательная французская девушка – такой правильности поверить невозможно, да и не нужно.
 
В поколении тридцатилетних мы наблюдаем поединок порочной горничной (Эмманюэль Беар) и страдающей старой девы (Изабель Юппер). Эмманюэль Беар и Изабель Юпер в своих ролях гротескны – первая доводит до крайности образ страстных и развратных героинь, которых ей приходится играть на протяжении всей своей карьеры вследствие незаурядных внешних данных. Вторая после череды драматических истеричек с удовольствием играет истеричку комическую. В случае Эмманюэль Беар Озон выстраивает любопытную цепочку: в фильме «Бассейн» Жака Дере (1969 год) юная героиня Джейн Биркин соблазняет возлюбленного героини Роми Шнайдер; в фильме «Прекрасная спорщица» Жака Риветта (1991 год) юная героиня Эманюэль Беар соблазняет возлюбленного героини Джейн Биркин; в «Восьми женщина» героиня Эмманюэль Беар ненароком роняет фотографию Роми Шнайдер, а потом еще Озон снимает свой «Бассейн», где играет Людивин Санье, с восхищением наблюдавшая за Эмманюэль Беар в «Восьми женщинах». Правда ведь красиво? 
 
У взрослых дам в захватывающий поединок вступают Катрин Денёв, гордая хозяйка дома, и Фанни Ардан, ее золовка, женщина трудной судьбы, – белая и черная королевы французского кинематографа. Поразительно даже не то, что обе они были музами Трюффо, о чем после выхода фильма написали все рецензенты, а то что у одного режиссера могут быть такие разные музы: между «Соседкой» и Марион из «Последнего метро» нет вообще ничего общего. Для «Восеми женщин» их дуэт как раз идеален, потому что весь фильм строится на оппозициях.
 
В старшем поколении неустроенной экономке, которую сыграла Фирмин Ришар, противостоит избалованная бабушка семейства, по совместительству заслуженная кинобабушка нации, Даниэль Дарьё. Причем в этой возрастной группе страсти кипят не меньше, чем у внучек.
 
«Восемь женщин» пленительны от первого до последнего кадра: остроумные диалоги, цитаты, намеки, сольные музыкальные номера, костюмы, интерьеры, переодевания, подвохи. Кроме того, у фильма есть сюжет. Впрочем, он и без сюжета чудо как хорош. Можно было просто выпустить на съёмочную площадку восемь актрис: им есть что сказать друг другу.
 
(Disclaimer: Всякий, кто считает, что этот фильм слишком гламурный и недостаточно «другой», пусть кинет в меня камень, только чур не один, а восемь, и чтоб не менее  карата каждый!)



promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Интересное сравнение героинь. Мне очень понравился этот фильм, я его пересматривала много раз, и рецензию читать приятно. Спасибо вам.

Спасибо :) Я тоже его много раз пересматривала и еще сценарий перечитывала (он выходил отдельной книжкой с фотографиями со съемочной площадки).

Спасибо, клевый фильм!!!!!

Лучший фильм Озона, на мой взгляд.

>>Можно ли расставить на шахматной доске восемь ферзей так, чтобы они не били друг друга? На этот риторический вопрос


Замечательный комментарий, спасибо! Выходит, риторический вопрос не в мою пользу? Неужели ни одна фигура не позволит сохранить дебютную фразу? (В отчаянии) Дети в школе, дома спросить не у кого..

выходит что так :(

Как всегда с удовольствием читаю Ваше фильмоописание. Спасибо.

Спасибо :) У меня личная привязанность к этому фильму: в тот год, когда он вышел, я защищала диссертацию по типологии героинь, хотя, конечно, не озоновских.

Спасибо за рецензию! Обязательно пересмотрю этот замечательный фильм!
Понравилась подмеченная Вами цепочка фильмов, надо будет посмотреть "Прекрасную спорщицу", но только немного не согласна, что в "Бассейне" Джейн Биркин соблазняет Делона - скорее наоборот.
Постараюсь не пропустить момент с фото Роми Шнейдер - очень ее люблю. Жаль, она не смогла сняться у Озона...

Согласна про Биркин.
А про фотографию Роми Шнайдер читала, что это был символический жест: больше всего Озон хотел бы снять именно ее.

Спасибо, очень интерсный отзыв. Надо будет посмотреть и пересмотреть все упомянутые вами фильмы.

Все эти четыре фильма объединяет некоторая курортная неспешность: праздные, медленные, красивые фильмы.

  • 1