Восемь блистательных актрис пришли на этот новогодний маскарад в отличной форме, каждая со своих шлейфом ролей. В четырех поколениях мы наблюдаем столкновение целомудренного с порочным, которое всякий раз заканчивается убедительной победой последнего. Фазиль Искандер предложил однажды делить поэтов на домашних и бездомных. Эта классификация подходит и для «Восьми женщин». У Озона в каждой возрастной группе «домашняя» героиня, сыгранная актрисой классического репертуара, сталкивается с «бездомной» в исполнении звезды авторского кино. За «домашних» играют Виржини Ледуайен, Изабель Юппер, Катрин Денёв и Даниэль Дарьё, за «бездомных» – Людивин Санье, Эмманюэль Беар, Фанни Ардан и Фирмин Ришар.
Младшую внучку, шалунью и любительницу детективов, сыграла юная Людивин Санье, впоследствии блиставшая во многих неоднозначных ролях. Именно она, кстати, должна была первоначально воплотить Ариану в экранизации «Belle du seigneur», одного из самых значительных франузских романов о любви. Эта роль была будто специально создана для нее, она бы привнесла туда смешное и чувственное в нужной пропорции, и то что роль в результате досталась другой, на мой взгляд, потеря для зрителя. Младшей внучке противостоит ее старшая сестра (Виржини Ледуайен), умница и отличница, образцово-показательная французская девушка – такой правильности поверить невозможно, да и не нужно.
В поколении тридцатилетних мы наблюдаем поединок порочной горничной (Эмманюэль Беар) и страдающей старой девы (Изабель Юппер). Эмманюэль Беар и Изабель Юпер в своих ролях гротескны – первая доводит до крайности образ страстных и развратных героинь, которых ей приходится играть на протяжении всей своей карьеры вследствие незаурядных внешних данных. Вторая после череды драматических истеричек с удовольствием играет истеричку комическую. В случае Эмманюэль Беар Озон выстраивает любопытную цепочку: в фильме «Бассейн» Жака Дере (1969 год) юная героиня Джейн Биркин соблазняет возлюбленного героини Роми Шнайдер; в фильме «Прекрасная спорщица» Жака Риветта (1991 год) юная героиня Эманюэль Беар соблазняет возлюбленного героини Джейн Биркин; в «Восьми женщина» героиня Эмманюэль Беар ненароком роняет фотографию Роми Шнайдер, а потом еще Озон снимает свой «Бассейн», где играет Людивин Санье, с восхищением наблюдавшая за Эмманюэль Беар в «Восьми женщинах». Правда ведь красиво?
У взрослых дам в захватывающий поединок вступают Катрин Денёв, гордая хозяйка дома, и Фанни Ардан, ее золовка, женщина трудной судьбы, – белая и черная королевы французского кинематографа. Поразительно даже не то, что обе они были музами Трюффо, о чем после выхода фильма написали все рецензенты, а то что у одного режиссера могут быть такие разные музы: между «Соседкой» и Марион из «Последнего метро» нет вообще ничего общего. Для «Восеми женщин» их дуэт как раз идеален, потому что весь фильм строится на оппозициях.
В старшем поколении неустроенной экономке, которую сыграла Фирмин Ришар, противостоит избалованная бабушка семейства, по совместительству заслуженная кинобабушка нации, Даниэль Дарьё. Причем в этой возрастной группе страсти кипят не меньше, чем у внучек.
«Восемь женщин» пленительны от первого до последнего кадра: остроумные диалоги, цитаты, намеки, сольные музыкальные номера, костюмы, интерьеры, переодевания, подвохи. Кроме того, у фильма есть сюжет. Впрочем, он и без сюжета чудо как хорош. Можно было просто выпустить на съёмочную площадку восемь актрис: им есть что сказать друг другу.
(Disclaimer: Всякий, кто считает, что этот фильм слишком гламурный и недостаточно «другой», пусть кинет в меня камень, только чур не один, а восемь, и чтоб не менее карата каждый!)
Community Info