Какой удивительный фильм, совсем другой, другой кинематографический язык.
Фильм не сюжетный, хотя, конечно, сюжет есть. Скупщики перьев - Боро и Мирта, покупают гусиные перья для перепродажи, делят территорию, делят деньги, один старше и хитрее другого. Делят красавицу Тису. Один хочет овладеть ею силой обманом, другой уговаривает, ухаживает открыто.
Боро - красавец в белом костюме на фоне коричневой улицы, которая размыта и, кажется по ней ходить невозможно, только месить, а он вышагивает. (Может, дикость скажу, но мне он напомнил героя Бельмондао в Годаровском фильме "На последнем дыхании" тем, как проживает настоящее.)
Тиса - беспомощная в своей попытке сбежать из дома, из этого мира. В начале фильма Боро высаживает её у дорожного указателя с названием их деревни, в конце - водитель попутки. Не вырваться. Только Боро улетел, как гусиное перо по ветру.
Такое размеренное повествование без всплесков в изображении сюжетных поворотов. Весь фильм как повествовательное предложение. Ощущение документального запечатления жизни. Особенно в сценах свадьбы и процессии похорон, в семейных и межсемейных драках на улице в жиже, не грязи, а именно жиже. Как одежды - драные, но не жалкие не бомжатские, а обычный наряд такой у них: рубашка, жилетка, пиджак, хоть и в дырах , но можно на кон в карты поставить и проиграть всё, но не шляпу.
Повседневная жизнь и смерть показана без гротеска. Поэтично и порой жутко.
Старухи с трубками во рту, старики беззубые и в контраст - красавица-певица Ленча в кабаке с ярким цветком в чёрных волосах. Этот танец Боро с окровавленными руками - потрясающий.
В прологе отрывок из Евангелие и фрагменты фресок с Библейскими сюжетами на протяжении фильма, как дополнительная иллюстрация к происходящему, через это, возможно, попытка объяснить, что не стоит выделять цыган как особый народ - чуждый всей цивилизованной Европе.
Музыка - не к фильму, не в фильме, а в их жизни: Ленча характерно зажигает в кабаке под скрипку; одинокий голос в деревне выводит мелодию унылую как пейзаж; мужской хор под аккордеон звучит в конце красиво и печально как прощальная. Прощальная то ли с героем, то ли со зрителем.
Начало фильма, минут двадцать, режиссёр держит в основном крупные планы с главными героями, словно хочет, чтобы зритель привык к этим лицам, рассмотрел, проникся, полюбил. Непривычно, не хватает перспективы, и он даёт, не смотря на примитивность устройства быта и жизни, живописно: белые домики с глазами или глазницами, белые гуси заполняющие улицу, белые перья по ветру, что выпустил Боро на ходу с грузовика, как чудо.
Начало фильма, минут двадцать, режиссёр держит в основном крупные планы с главными героями, словно хочет, чтобы зритель привык к этим лицам, рассмотрел, проникся, полюбил. Непривычно, не хватает перспективы, и он даёт, не смотря на примитивность устройства быта и жизни, живописно: белые домики с глазами или глазницами, белые гуси заполняющие улицу, белые перья по ветру, что выпустил Боро на ходу с грузовика, как чудо.
А концовка - такие же крупные планы, но уже простых жителей деревни одного за другим, и эти детские лица в финале.
Интересные факты.
- На Западе он известен под названием «Я видел даже счастливых цыган», которое позаимствовано из неоднократно звучащей на экране цыганской песни «Джелем, джелем».
- Большой приз жюри и Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Канском фестивале 1967 года.
- Номинация на Оскар в 1968 г.
- Номинация на Золотой Глобус в 1969 г.
- Был признан в 1996 году Югославской киноакадемией вторым по счёту среди лучших сербских фильмов послевоенного периода.
- И я лично не знала, что живого гуся ощипывают, а перья у него потом заново вырастают.
Информация о фильме: здесь.
Community Info